В распространенном в Эр-Рияде заявлении Совета сотрудничества государств Персидского залива действия Израиля называются «реальным препятствием на пути к созыву международной мирной конференции, которая остается предметом разногласий в палестинских и арабских кругах». Московский эксперт по региональным проблемам Елена Супонина полагает, что и без последних заявлений Израиля успешное проведение форума находится под большим вопросом:
- ХАМАС понимает, что это серьезное решение со стороны Израиля.
Очень многое для него зависит от экономической ситуации в секторе Газа. Если положение населения будет ухудшаться, то, соответственно, будет падать и популярность ХАМАС, потому что она зиждется не только на идеологических постулатах и даже не столько на них. Для жителей сектора Газа сейчас важна не столько борьба с Израилем, сколько элементарное выживание. У людей, особенно у бюджетников, постоянные невыплаты зарплат - у хамасовцев не хватает денег на это. Не хватает денег на элементарное - на еду, на одежду. В конце концов, это может привести к тому, что популярность ХАМАС снизится. Насколько мне известно, она уже снижается.
- Может ли это решение Израиля сорвать намечающуюся на ноябрь в Вашингтоне конференцию по ближневосточному урегулированию?
- Насчет этой конференции вообще все туманно. Состоится ли она в ноябре? Вроде должна состояться, раз американцы столько шума вокруг нее подняли. Но я говорила с высокопоставленными палестинскими дипломатами, с израильскими экспертами, они мне сказали, что до сих пор американцы не объяснили, кто будет в этой конференции участвовать, на каком уровне? А ведь остается всего чуть более месяца до ее проведения.
- Арабов волнует и такой вопрос - будут ли в этой конференции участвовать сирийцы, ливанцы, или даже иранцы? Задумывается ли эта конференция как подобие той крупной конференции, которая произошла в Мадриде осенью 1991 года? Тогда особых результатов, правда, не было, но одновременное участие в ней сирийцев, палестинцев, израильтян – впервые в истории – стало серьезным шагом. Если сейчас поднимается такой шум вокруг конференции, то ради чего? Это действительно будет прорыв, или опять ля-ля-ля без всяких результатов? У меня такое ощущение, что особых результатов не будет. Генсек Лиги арабских государств буквально вчера сказал, что ему неизвестна даже повестка дня предстоящей конференции.