Правительство Украины взялось проконтролировать погашение задолженность украинских компаний за российский газ до 1 ноября. Сегодня в Москве прошли переговоры министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко, который встречался с председателем правления газовой монополии России Алексеем Миллером и первым вице-премьером правительства Дмитрием Медведевым.
Накануне «Газпром» заявил, что может сократить поставки газа на Украину, если его получатели не погасят долг за последние 9 месяцев в размере 1,3 миллиарда долларов до конца октября. Официальные лица в Киеве сегодня в ответ проинформировали, что задолженность не является государственной, а возникла у хозяйствующих субъектов. «РосУкрЭнерго» поставляет газ компании «УкрГазЭнерго», а она в свою очередь распределяет его между конечными потребителями и НАК «Нафтогаз Украины». По словам представителей «РосУкрЭнерго» долг возник в результате просроченных платежей со стороны совместного предприятия «УкрГаз-Энерго».
Премьер-министр Украины Виктор Янукович дал понять, что сегодняшние переговоры Юрия Бойко только предварительные. Он сам может в ближайшее время отправиться в Москву решать более насущный вопрос – сохранить нынешнюю динамику роста цен на российский газ. В нынешнем году Украина платит за тысячу кубометров газа 130 долларов. Но традиционно в начале года «Газпром» повышает цены на газ для стран СНГ и Прибалтики.
Некоторые эксперты сочли заявление «Газпрома» политизированным, по мнению других речь идет лишь о споре хозяйствующих субъектов. Претензии «Газпрома» к Украине для Радио Свобода прокомментировал аналитик инвестиционной компании «Антанта капитал» Тимур Хайрулин:
- Я думаю, в принципе, заявление не имеет политического подтекста. Скорее, все-таки «Газпром» намерен просто получить деньги за поставленный газ, то есть особенно в преддверии осени и зимы, когда потребление газа вырастает. Желательно покрыть предыдущие поставки газа платежами. Потому что есть опасения, что если они не будут покрыты сейчас, то осенью и зимой, когда поставки газа возрастают, вполне возможен вариант, что долги еще более увеличатся. На самом деле, долг не такой уж и большой - 1,3 миллиарда, что, в принципе, для «Газпрома» не является критичной суммой. Тем не менее, как и любая другая компания, «Газпром» хочет получить деньги за поставленную продукцию. В связи с этим он и поднял этот вопрос.
- Один из возможных кандидатов на пост председателя правительства Украины Юлия Тимошенко уже заявляет о том, что новые украинские власти должны в принципе пересмотреть саму схему отношений с Россией в сфере поставок природного газа. Имеет ли сегодня Украина возможность стать менее зависимой в этом вопросе?
- Фактически какие варианты есть у Украины по приобретению газа? Это Россия и Туркмения. Закупать сжиженный газ из стран Персидского залива будет намного дороже. Поэтому единственной альтернативой, единственным вариантом остается покупка газа у России и у Туркмении. В принципе, цена, по которой реализует газ «Газпром», является рыночной. Более того, цена, по которой продает газ Туркмения Украине, была занижена. Поэтому в связи с этим, в принципе, весьма вероятен вариант, что Туркмения пойдет на повышение цены, а так как тот газ, который приобретает Украина, является смесью, то и средняя цена также повысится, что в принципе, безусловно, будет негативно воспринято на Украине. Тем не менее, вряд ли украинские власти смогут что-то с этим поделать.
- Озабоченность по поводу возможного ограничения поставок топлива украинским потребителям уже выразили европейские страны. Насколько важна сегодня Украина для России, как страна, через которую природный газ идет на западный рынок?
- «Газпром» в 2006 году поставил в Европу порядка 160 миллиардов кубометров. Через территорию Украины проходит около 140 миллиардов кубометров. В принципе, практически подавляющая часть экспортных потоков «Газпрома» проходит именно через территорию Украины. В будущем ситуация несколько изменится со строительство североевропейского газопровода и второй ветки «Голубого потока». Тем не менее, это произойдет нескоро. Поэтому, в принципе, зависимость России от Украины, как от транзитера будет достаточно высокой. Поэтому стороны будут вынуждены искать компромиссы и договариваться.