Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Валерий Карбалевич: "Официальный Минск включился в игру с Европейским союзом"


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Минске Виталий Цыганов.



Никита Татарский: Можно л и считать удачной проведенную белорусской оппозицией акцию «Европейский марш»? Почему Александр Лукашенко не пожелал пойти на разгон акции? Настолько белорусы привержены европейским ценностям? На эти вопросы отвечает политолог, эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич. С ним беседует наш минский корреспондент Виталий Цыганков.



Валерий Карбалевич: Я думаю, что не полностью оппозиция реализовали те цели, которые ставила перед собой в начале этой акции. Дело в том, что сейчас официальный Минск включился в игру с Европейским союзом, эта игра началась сразу же после нового года, после известной белорусско-российской нефтегазовой войны, и эта игра продолжается, то затухая, то вспыхивая вновь. И оппозиция решила включиться в эту игру, провозгласила курс на «Европейский марш», сделала большую рекламу этому маршу как внутри страны, так и среди европейской общественности, и тем самым поставила белорусские власти перед определенной проблемой. То есть разгонять «Европейский марш» и одновременно вести диалог с Европой какой-то – это затруднительно. Поэтому акция прошла на удивление спокойно, власти продемонстрировали удивительный для Белоруссии либерализм, не разгоняли, разрешили идти по центральному проспекту белорусской столицы. Не было видно спецназовцев, во всяком случае в форме, только ГАИ регулировала движение. Это очень необычно для Минска.


Но, получив хорошую поддержку со стороны Европейского союза, со стороны европейской общественности, белорусской оппозиции не удалось получить большую поддержку со стороны белорусского общества. В акции участвовало традиционное для белорусских оппозиционных акций количество в районе 5 тысяч человек. Это люди, которые обычно приходят на оппозиционные акции. В этом смысле, наверное, определенное разочарование есть у лидеров оппозиции.



Виталий Цыганков: Одним из лозунгов акции был лозунг «За европейские ценности!». А если задаваться вопросом, насколько сейчас белорусское общество готово воспринять европейские ценности, готовы ли белорусы вступать в Евросоюз? Сколько белорусов считают именно это направление внешней политики наиболее перспективным?



Валерий Карбалевич: Многое зависит от того, как поставить вопрос в ходе социологического исследования. Если спросить: «Не против ли вы вступления в Европейский союз?», то это примерно около половины. Если же поставить вопрос жестко: «Хотите ли вы в Европейский союз интегрироваться или хотите вы интегрироваться с Россией?», то за интеграцию с Европейским союзом примерно четверть населения. И в последние годы растет количество так называемых изоляционистов, которые не за интеграцию с Россией и не за интеграцию в Европейский союз, а за то, чтобы Беларусь была независимым государством. Вообще говоря, видимо, значительная часть населения белорусского, которое переживает сейчас такой потребительский бум, понимает, что вступление в Европейский союз означает радикальные изменения всего стиля жизни, к этому большинство населения белорусского сегодня психологически не готово.



Виталий Цыганков: Могли ли оказать недавние заявления Александра Лукашенко во время его пресс-конференции российским средствам массовой информации какое-то влияние на решение белорусских властей не разгонять «Европейский марш»?



Валерий Карбалевич: Действительно, в ходе своей пресс-конференции для российских журналистов Лукашенко дал такой сильный артиллерийский залп по российскому руководству, обвинив Россию во всех смертных грехах. Наверное, Лукашенко готовится к новой газовой войне с Россией накануне нового раунда переговоров о ценах на газ в следующем году. И в этой войне он хотел бы получить Европейский союз если уж не в виде союзника, то хотя бы в статусе благожелательного нейтралитета. Отсюда и такой сравнительный либерализм в отношении оппозиции, которая осуществлял «Европейский марш». Я думаю, что после Нового года, когда вопрос о ценах на газ как-то разрешится, вот тогда, видимо, более четко можно будет видеть реальные намерения и реальные планы белорусского руководства.


XS
SM
MD
LG