Сергей Сенинский: В испанском городе Кордоба недавно прошла конференция Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, посвященная проблемам так называемой «исламофобии» на континенте. Интересно, что сам факт проведение конференции вызвал недоумение многих европейских политологов и экспертов, которые сомневаются в существование такой проблемы в Европе. Рассказывает наш корреспондент в Испании Виктор Черецкий:
Виктор Черецкий: Двухдневная встреча по борьбе с «исламофобией», которая проходила во Дворце конгрессов Кордобы, явилась первой в своем роде, проводимой в рамках ОБСЕ. В ней приняли участие, как представители стран Европы, так и мусульманских государств Африки и Азии. Инициатор и устроитель встречи – ныне председательствующий в ОБСЕ министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос объяснил ее необходимость тем, что в последнее время в Европе, якобы, усилилась «исламофобия» – ненависть даже не к иммигрантам-мусульманам, а непосредственно к исламу, как к религии. Эта ненависть к учению пророка Магомета, по словам испанского министра, проявляется при найме на работу выходцев из мусульманских стран, их попытках снять жилье, а также в учебных заведениях по отношению к детям иммигрантов.
Моратинос, который известен в Европе своими особыми симпатиями к мусульманскому миру, заявил:
М.А. Моратинос: Мы должны избежать риска усиления «исламофобии», как нового вида расизма в Европе, который препятствует развитию человеческих отношений, нарушает права человека и ставит под угрозу нашу безопасность. С 2001 года в Европе отмечаются многочисленные инциденты, свидетельствующие о росте проявления расизма в отношении мусульман.
Виктор Черецкий: Участникам конференции было предложено обсудить причины, которые вызывают «исламофобию» и выработать средства борьбы с ней, чтобы, по выражению министра Моратиноса, «создать в Европе климат диалога и взаимоуважения». «Исламофобия» является реальностью, против которой мы должны бороться, а для этого необходимо вначале вскрыть корни данного явления», - сказал испанский министр.
Еще дальше в своих рассуждениях пошел министр юстиции Испании Мариано Фернандес Бермехо. Он заявил, что «исламофобия» может привести к «новому холокосту» в Европе, подобному тому, что имел место в 30-40 годах прошлого века по отношению к евреям. Но на этот раз жертвами массового истребления, по мнению главного испанского юриста, могут стать мусульмане.
М.Фернандес Бермехо: Мы не можем позволить, чтобы в Европе повторился холокост. Мы должны вовремя пресечь все нападки на ислам, в том числе со стороны тех, кто обвиняет эту религию в том, что она, якобы, антидемократична и поощряет «джихад».
Виктор Черецкий: Подобные заявления двух министров вызвали непонимание большинства испанских независимых политологов. И в первую очередь, из-за неразберихи в терминах, которые использовали представители правящего в Испании кабинета Социалистической рабочей партии.
Известный испанский политолог и журналист Сесар Видаль комментировал заявления министров с юмором:
Сесар Видаль: Мне представляются утверждения господина Моратиноса просто «незаурядными». Особенно его высказывания в отношении того, что «исламофобия» является проявлением «нового расизма». Правда, здесь кое-что не вяжется. Ведь ислам, не знаю, известно ли это Моратиносу, исповедуют не только арабы, но и, к примеру, иранцы, которые по своей расовой принадлежности - такие же арийцы, как немцы или норвежцы. К тому же исповедовать ислам могут самые натуральные шведы, португальцы или даже сами испанцы. От этого у них раса не изменится и не испортится. Так что, наш министр с расизмом что-то напутал. Как и руководитель юридического ведомства, который предсказал холокост мусульман. Думается, что они, будучи «исламофилами», сделали эти заявления из лучших побуждений, но, тем не менее, анекдотичность подобных высказываний очевидна.
Виктор Черецкий: Между тем, уже в ходе подготовки конференции, на которой европейские страны были представлены в основном чиновниками средней руки из внешнеполитических ведомств, звучали мнения, что мусульмане не должны рассматриваться лишь в качестве «жертв». Представители ряда европейских государств потребовали, чтобы в Кордобе были рассмотрены такие явления, как исламский экстремизм и нетерпимость радикально настроенных мусульман по отношению к иным религиям и культурам.
Представитель оппозиции в испанском парламенте Густаво де Аристеги заявил, что «испанская правительственная инициатива нашла весьма слабый отклик в Европе, о чем свидетельствовал чрезвычайно низких уровень делегаций, присланных в Кордобу». Он напомнил, что сам термин «исламофобия» придумали в свое время исламские радикалы, которые крайне преувеличивают антиисламские настроения в западном мире, что, по его словам, делается, в частности, для оправдания международного терроризма.
Популярная испанская газета «Расон» также сетует, что термин «исламофобия» бездумно взят на вооружение некоторыми международными организациями и политиками и что он всерьез воспринимается, в частности, нынешним правительством Испании. «Расон» пишет, что радикальные исламисты объявляют «исламофибией» «любую критику в адрес своих единоверцев и мусульманских государств, даже, если эта критика касается, например, нарушения прав человека, а не вопросов религии».
По мнению политолога Видаля, в той же Испания «исламофобии» никогда и в помине не было. Серьезной проверкой испанского общества на предмет «исламофобии», считает Видаль, стали трагические события 11 марта 2004 года, когда международные террористы – выходцы из стран Северной Африки – взорвали мадридские электрички. Смерть 200 пассажиров стала величайшей трагедией в истории современной Испании. Однако, даже эта трагедия не привела к проявлению каких-либо «исламофобских» настроений в стране - здесь не было зарегистрировано ни одного нападения на мечети или отдельных мусульман, в печати не появилось ни одной статьи с нападками на ислам как религии, постулатами которой международные террористы оправдывали свое преступление в Мадриде.
Пилар Манхон, президент ассоциации жертв терроризма 11 марта:
Пилар Манхон: Нас никто не в праве упрекать в несправедливом отношении к кому бы то ни было. После трагедии никто из нас не пытался мстить: здесь не жгли автомобили иммигрантов, не захватывали мечети. Наше общество – терпимое. Ксенофобия, исламофобия в Европе не приветствуются. Хотя мы прекрасно знаем, что наши близкие погибли от рук тех, кто считает себя защитниками ислама. Они погубили их жизни во имя своей веры.
Виктор Черецкий: Кстати, испанский министр иностранных дел Моратинос говорил в своем выступлении в Кордобе, что живущие в Европе мусульмане не виноваты в действиях международных террористов в том же Мадриде или Лондоне. Что речь, дескать, идет о неких «чуждых элементах», которые появились в Европе лишь для того, чтобы сотворить зло. А посему, действия подобных преступников ни в коей мере не бросают тень на трудовую иммиграцию из мусульманских стран.
Ему возразили политологи: разумеется, миллионы выходцев из исламских стран, живущие в Европе, действительно, не имеют никакого отношения к актам террора. Но террористы, которые совершили взрывы 11 марта в Мадриде, отнюдь не были в Испании «чужаками»: жили здесь десятилетиями, владели испанским языком, как родным, занимались торговлей, учились, общались и даже дружили с испанцами.
Организаторы кордобской конференции неоднократно повторяли, что панацеей от «грядущего холокоста» может стать лишь доктрина так называемого Альянса цивилизаций, выдвинутая несколько лет назад испанским премьером Хосе Луисом Родригесом Сапатеро. В соответствии с этой доктриной, в мире существует некое противостояние между Западом и мусульманским миром, возникшее из-за того, что Запад, якобы, пока не желает считаться с идеями и традициями мусульман, а также из-за экономического неравенства. Только устранив эти два недостатка, можно будет достичь полной гармонии в мире. Министр иностранных дел Испании Моратинос – горячий сторонник этой доктрины:
М.А. Моратинос: Мы переживаем кризис взаимопонимания между Западом и странами арабо-мусульманского мира. Поэтому, как указал руководитель нашего правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро, обращаясь к мировому общественному мнению, сегодня как никогда требуется поскорее внедрить в жизнь идеи Альянса цивилизаций.
Виктор Черецкий: Многие испанские политологи с этим не согласны. Например, независимый аналитик Рафаэль Бардахи полагает, что противостояние в мире существует вовсе не между западной и мусульманской цивилизациями. По мнению Бардахи, оно наблюдается между силами демократии и свободы, как на Западе, так и в арабском мире, с одной стороны, и международными террористами, которые идеи свободы и демократии не приемлют, с другой. У Запада нет и не может быть никаких противоречий с подавляющим большинством населения мусульманских стран. «Речь не идет о конфликте двух цивилизаций, речь идет о конфликте одной человеческой цивилизации с бандой убийц», - заявляет Рафаэль Бардахи.
Сторонники доктрины Альянса цивилизаций настаивают также на том, что причины международного терроризма - в бедности и культурной отсталости мусульманских стран. А посему, считают они, решение здесь одно: вложить западные миллиарды в эти страны, победить там отсталость и, таким образом, искоренить сами причины, порождающие терроризм. Историк Хосе Мария Марко, профессор Мадридского университета, считает подобные идеи «наивными»:
Хосе Мария Марко: Прямой зависимости между терроризмом и нищетой нет и никогда не было. На мой взгляд, это - ложь, придуманная в политических целях. Как свидетельствуют факты, подавляющее большинство террористов происходит из состоятельных слоев общества и даже более, чем состоятельных. Взять хотя бы миллионера Бин-Ладена.
Среди террористов, напавших 11 сентября 2001 года на Соединенные Штаты, также не было представителей маргинальных слоев. Это были образованные состоятельные люди. Действия террористов - это вовсе не стихийный социальный протест, порожденный нищетой. На мой взгляд, это хорошо продуманная долговременная политика.
Виктор Черецкий: Конференция в Кордобе закончилась без каких-либо итоговых деклараций. Но уже после неё проживающие в Испании участники ряда исламских организаций вдруг принялись обвинять в «исламофобии» директоров испанских средних школ, которые, в соответствии с действующим положением, запрещают девочкам-мусульманкам присутствовать на занятиях в чадре...