Ссылки для упрощенного доступа

Связь между гибелью людей и действиями властей жертвы «Норд-Оста» доказывают в Страсбурге


По мнению экспертов, большинство заложников погибли, отравившись парами примененного силовиками газа
По мнению экспертов, большинство заложников погибли, отравившись парами примененного силовиками газа

Сегодня исполняется пять лет со дня трагедии в Театральном центре на Дубровке. Когда террористы захватили 920 зрителей мюзикла «Норд-Ост», люди находились в зале несколько дней. Затем, 26 октября, после штурма, организованного властями, погибли 130 заложников, среди них 10 детей.


Официально виновными в гибели людей признаны террористы, но родственники погибших и выжившие заложники пытаются добиться извинений от российских властей. По их мнению, силовики не имели права применять при штурме здания газ с примесью фентонила. По мнению экспертов, большинство людей погибли, отравившись его парами.


Между тем российские судебные инстанции давно закрыли дело «Норд-Оста». Родственникам погибших выплатили небольшие денежные компенсации, семьям, потерявшим кормильцев, назначили смешные пенсии. Но и спустя пять лет после трагедии родные погибших заложников все еще пытаются добиться признания вины российской власти за смерть своих близких - теперь уже в Европейском суде по правам человека.


По словам адвоката Игоря Трунова, в Страсбург была отправлена жалоба на то, что Россия нарушила пункты Европейской конвенции по правам человека, касающиеся права человека на жизнь, на справедливое судебное расследование и некоторые другие.


Согласно процедуре, российская сторона составила меморандум, в котором изложила свою версию событий пятилетней давности. В этой позиции нет ничего нового. Всем заложникам была оказана своевременная и эффективная медицинская помощь. Мирного решения конфликта не существовало. Если бы в зал не пустили газ, жертв было бы еще больше.


Почему же родственники погибших продолжают бороться за то, чтобы власть понесла ответственность за гибель людей, РС рассказал Игорь Трунов:
- Мы жалуемся на нарушение Европейских конвенций протокола номер 6, 13, 3 и 2. Эти протоколы гласят о том, что человек имеет права на жизнь, имеет права на справедливое судебное разбирательство, имеет право на эффективные способы правовой защиты. Мы считаем, что в данном конкретном деле эти права не были обеспечены, потому что суда по факту гибели такого большого количества людей не было вообще. Поэтому право на справедливое судебное разбирательство нарушено. И тот суд, который был по возмещению вреда, он был с огромными нарушениями, и не соответствовал тому законодательству и не соответствует международным нормам права, в том числе и Европейской конвенции, а также право на жизнь. Мы ставим вопрос - от чего погибли люди? Если бы они погибли от рук террористов, то это одна ситуация. Но все-таки они погибли от воздействия газа. Поэтому встает вопрос о праве на жизнь и о причинно-следственной связи между гибелью человека и действиями федеральных властей. Этому должен быть посвящен отдельный судебный процесс, где должен быть анализ того, насколько действия или бездействие, повлекшие смерть граждан, были оправданы или целесообразны. Такого суда не было. Поэтому мы говорим, что 2-я статья нарушена. И вот те конвенции, которые я перечислил, мы, естественно, и обжалуем.


О том, какие траурные мероприятия пройдут в эти дни возле Театрального центра на Дуброке, в интервью РС рассказал исполнительный директор региональной общественной организации «Норд-Ост» Николай Карпов:
- Такое ощущение, что все было вчера. К сожалению, ничего нового. Такие воспоминания из памяти не стираются. Как была боль, так она и осталась.
Мы очень просим всех, кому не безразлична эта тема, мы 26 числа, в эту пятницу, с 10 часов утра проводим траурные мероприятия, посвященные гибели 130 человек. Мероприятие будет проходить на Театральной площади на Дубровке. В 10 часов у нас будут собираться люди. Будет много пострадавших от других терактов, в том числе Беслана, из Волгодонска, родственники погибших во взорванных самолетах, во время взрыва в Москве на улице Гурьянова, на Каширке. К нам должны приехать представители пострадавших в терактах из Лондона - взрыв в метро 2005 года.


- Как вы считаете, есть еще все-таки шанс у вас и всех, кто продолжает спустя эти годы бороться за права родственников жертв пострадавших, добиться справедливости, добиться компенсаций или извинений от российских властей?
- Дело в том, что шанс всегда есть. Мы будем продолжать бороться до последнего. Потому что жить просто так и простить все тем, кто виноват, мы не можем. Мы идем до конца. Сейчас у нас дело в Страсбурге уже в процессе коммуникации. Россия ответила меморандумом на наш вопрос и на вопрос Страсбургского суда именно в суд. Сейчас мы высылаем свои возражения на совершенно неаргументированный правительственный ответ. Мы уверены в своей победе, и докажем свою правоту.


XS
SM
MD
LG