Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.
Дмитрий Волчек: Европейский суд по правам человека признал незаконным содержание под стражей с 31 марта по 6 апреля 2004 года совладельца компании ЮКОС Платона Лебедева. Это решение европейские судьи вынесли в день четвертой годовщины ареста в новосибирском аэропорту "Толмачево" самого богатого на тот момент человека в России, главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского.
Марьяна Торочешникова : Началом дела ЮКОСа принято считать лето 2003 года, когда прокуратура направила Михаилу Ходорковскому «черную метку», арестовав по обвинению в организации убийств руководителя службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина. То ли Ходорковский не принял это на свой счет, то ли власти не совсем внятно дали понять, что именно они хотят от главы крупнейшей в России нефтяной компании, но потребовался еще один арест. На этот раз удар оказался сильнее - 2 июля в Москве был задержан крупны акционер ЮКОСа, глава МФО «МЕНАТЕП» Платон Лебедев. Задержан, а на следующий день арестован.
Но, когда начались первые гонения на ЮКОС и его крупных акционеров, Ходорковский начал ездить по стране и встречаться с народом, да еще и повторять без конца, что судьбе эмигранта предпочтет судьбу арестанта. Последним предупреждением называют обвинения в неуплате налогов, предъявленное экс-главе ЗАО "ЮКОС-Москва" и совладельцу гибралтарской Menatep Gr oup Василию Шахновскому 7 октября 2003 года.
А в ночь на 25-е в Новосибирском аэропорту на дозаправке самолета при перелете в Иркутск Михаилу Ходорковскому предъявили постановление о задержании для принудительного привода на допрос в Генпрокуратуру. Вечером того же дня Басманный суд Москвы санкционировал его арест.
Прошло четыре года. Мещанский суд Москвы признал Михаила Ходорковского и его бизнес-партнера Платона Лебедева виновными в экономических преступлениях - мошенничестве, неуплате налогов и злостном неисполнении решения суда. Мосгорсуд оставил приговор в силе, лишь незначительно снизив сроки наказания - до восьми лет лишения свободы.
Теперь у Михаила Ходорковского появилась законная возможность выйти на свободу условно-досрочно. Однако, по словам его адвоката Юрия Шмидта, власти в этом не заинтересованы.
В то время пока Ходорковский находился в Краснокаменской колонии, суд трижды отменял, как незаконные наложенные на него взыскания. И теперь адвокаты намерены обжаловать действия руководства следственного изолятора. Однако, по мнению Юрия Шмидта, на этот раз добиться отмены взыскания будет очень сложно.
Юрий Шмидт: Зная, что мы такое ходатайство обязательно будем подавать, власть тоже не дремала, и ровно за 10 дней до сегодняшнего числа Михаилу Борисовичу был объявлен выговор приказом начальника следственного изолятора за то, что якобы, выходя с прогулочного дворика в направлении своей камеры, он не держал руки за спиной, как положено по тюремному уставу. Фактически это не так, но это понятно - когда у человека грядет условно-досрочное освобождение, нужно создать препятствие для того, чтобы этого освобождения не произошло. А наличие неснятого взыскания - это будет безусловным поводом для того, чтобы суд отказал в досрочном освобождении. И вот власть это взыскание объявила. То же самое было проделано в отношении Платона Лебедева. Он тоже получил взыскание.
Марьяна Торочешникова : Сейчас Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и их адвокаты знакомятся с материалами нового уголовного дела. На этот раз бизнесменов обвиняют в хищении и легализации 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиардов долларов. По словам адвокатов, новое обвинение не выдерживает критики, но еще больше они возмущены сейчас тем фактом, что для ознакомления с материалами дела Ходорковского и Лебедева перевели в следственный изолятор в Чите, хотя по закону следственные действия должны проводиться в Москве, и решения судов это подтверждают. Говорит адвокат Михаил Ходорковского Юрий Шмидт…
Юрий Шмидт: Вероятно, у суда была определенная степень независимости. Там вопрос об условно-досрочном освобождении еще не стоял, и, вероятно, на суд не было того нажима, который, я предполагаю, будет сейчас, когда уже вопрос стоит ребром.
Марьяна Торочешникова : Тем временем к разбору многочисленных нарушения в деле ЮКОСа приступил Европейский суд по правам человека. Сегодня он вынес первое решение по жалобе одного из главных фигурантов дела ЮКОСа Платона Лебедева. Говорит его адвокат Елена Липцер…
Елена Липцер: В этой жалобе ставился вопрос о законности содержания под стражей Платона Леонидовича, в том числе ставился вопрос о незаконном содержании под стражей без судебного решения, а также о соблюдении законности процедуры при избрании меры содержания под стражей. И кроме того, еще остался один вопрос - о недопуске в СИЗО к Платону Лебедеву адвоката, который представлял его интересы в Европейском суде по правам человека.
Марьяна Торочешникова : Судьи Страсбургского суда насчитали пять нарушений пятой статьи Европейской конвенции по правам человека ("право на свободу и безопасность"), допущенных российскими властями в отношении Платона Лебедева.
Государство обязано компенсировать бывшему совладельцу ЮКОСа 3000 евро в счет компенсации морального вреда и 7000 евро за судебные издержки. Однако, по словам Елены Липцер, размер компенсации в данном случае не имеет решающего значения.
Елена Липцер: Вообще, для Платона Лебедева это долгожданное решение и для него особую важность имеет то, что Европейский суд по правам человека признал его жертвой нарушения права человека и признал, что его права действительно были нарушены. То есть теперь не только Лебедев и его защитники говорят о том, что его права нарушались, но это признал уже Европейский суд. В принципе 413 статья Уголовно-процессуального кодекса говорит о том, что любое решение Европейского суда является вновь открывшимся обстоятельством, поэтому мы, наверное, будем это использовать как-то в дальнейшей работе, но пока я не могу точно сказать, каким образом.
Марьяна Торочешникова : Н акануне р оссийские правозащитники выступили с открытым письмом, где призвали власти, в том числе и главу государства Владимира Путина, выпустить на свободу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, которые имею формальное право на условно-досрочное освобождение.
По мнению председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, дело ЮКОСа радикально изменило общественно-политический и экономический ландшафт в России, а процесс над Михаилом Ходорковскими и Платоном Лебедевым похоронил репутацию современной российской юстиции, сделав всемирно известным презрительное определение - «басманное правосудие».
Людмила Алексеева: Это не только память о том, что случилось тогда с Ходорковским и сотрудниками ЮКОСа, но и потому что нынешняя ситуация показывает, что это дело сделало заложниками власти весь наш бизнес. Крупный бизнес - заложником федеральной власти, средний и мелкий бизнес - региональных и местных властей. Наши бизнесмены хорошо поняли на деле ЮКОСа, что им грозит, если они будут придерживаться буквы закона, но не выполнять все желания власти, которая действует не по законам, а по понятиям. И сейчас они на закон не обращают внимания, они обращают внимание на то, что хочет власть, чтобы сохранить свой бизнес. Их даже нельзя обвинить в малодушии, потому что каждому бизнесмену свойственно сохранить, так сказать, дело рук своих, тот бизнес, который они, часто с большими лишениями, напряжением, создавали. Так что дело ЮКОСа утвердило беззаконие в нашей стране.
Марьяна Торочешникова : Вообще, правозащитное сообщество изначально считало дело ЮКОСа политическим. Некоторые и до сих пор говорят, что арест Ходорковского, последовавший за ним приговор и развал одной из крупнейших и преуспевающих на тот момент нефтяных компаний не что иное, как личная месть президента Путина за то, что Ходорковский имел неосторожность критиковать власти.