Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие руководитель Центра германских исследований Института Европы Российской академии наук Владислав Белов.
Михаил Саленков: В Португалии сегодня открывается саммит, на который приехал российский президент Владимир Путин. О главных темах этой встречи на высшем уровне и атмосфере, в которой она пройдет, я побеседовал с руководителем Центра германских исследований Института Европы Российской академии наук Владиславом Беловым.
Столь высокое представительство на этом саммите и немало заявлений, сделанных перед его началом… Ожидаете ли вы прорыва какого-то на этой встрече?
Владислав Белов: Прорыва я не ожидаю, но тем не менее саммит особенный во всех отношениях, не только потому, что юбилейный, 20-й, но и потому, что будет автоматически, по всей видимости, хотя и при заявлениях всех сторон, продолжено действующее соглашение партнерства и сотрудничества, и, я думаю, со следующего года начнутся переговоры по новому договору. Это не прорыв, но тем не менее такое хорошее начало для следующего года, когда уже будет сформирована и новая конструкция законодательной и верховной власти в России. Поэтому, я думаю, будет заявлено, как и в Висбадене в Германии, российским президентом о преемственности российско-европейских отношений. И вообще, мне кажется, что перед саммитом тон заявлений с обеих сторон смягчился. Я думаю, будет подготовлен хороший трамплин для начала будущих переговоров о новом соглашении.
Михаил Саленков: Кстати, я видел замечание о том, что перед саммитом отношения Европы и России несколько ухудшились и что саммит пройдет в такой едва ли не недружественной атмосфере.
Владислав Белов: Я думаю, это клише, которое, возможно, было перенято с предыдущего саммита в Самаре, когда реально отношения ухудшились. Но, по крайней мере, тональность со стороны Европы - и Баррозу, и отдельных лидеров западноевропейских стран, в первую очередь фрау Меркель, мне кажется, речь о том, что стороны понимают, что дальше-то уже ухудшать некуда. По крайней мере, готовность России допустить иностранных инвесторов к Штокманкому месторождению, я имею в виду, что не только французы допущены, но и норвежцы готовы подписать ряд, возможно, не таких уж значимых соглашений, но тем не менее соглашений по энергобезопасности, по борьбе с наркотиками, по борьбе с лесными пожарами, готовность России увеличить финансирование трансграничного сотрудничества. Мне кажется, что это такие небольшие свидетельства того, что обе стороны готовы эти отношения постепенно выводить на новый уровень, включая и Европу, которая на уровне отдельных комиссаров говорила о том, что сотрудничество должно идти в конструктивном русле и что решение, принятое, предположим, Евросоюзом по необходимости разделения производства энергии от ее распределения и продажи, то, что здесь есть шансы для России, что эти шансы сокращаются, что никто России на уровне компаний, в том числе госкомпаний не отделяет от Европы, не ставит каких-то стопроцентных препон. Мне кажется, это свидетельствует об обратном, что все-таки в Португалии речь пойдет о том, что диалог надо возобновлять, диалог на всех уровнях. Мой осторожный оптимизм в том, что в Португалии как раз атмосфера постепенно начнет улучшаться. Добавлю, это осторожный оптимизм.
Михаил Саленков: Я так понимаю, что для Европы энергобезопасность - это будет главной темой на нынешнем саммите?
Владислав Белов: Наряду с другими темами. Я все-таки энергобезопасность переведу в категорию энергодиалога, потому что именно в рамках энергодиалога возможно говорить об энергобезопасности, когда обе стороны могут, в конце концов, услышать друг друга, мне кажется, что последние месяцы разговор шел мимо ушей заинтересованных сторон. Но, помимо этого, будет и политика, это будет и Иран, и Ирак, и Косово, и ДОВСЕ. Здесь тоже есть необходимость, если не сближения позиций, то, по крайней мере, продолжения конструктивного диалога.
Михаил Саленков: Три темы, по которым Россия, Европа не то чтобы не сходятся, а даже расходятся, - это Косово, Иран и противоракетная оборона, самые сложные, я так понимаю, будут темы для обсуждения на этом саммите и, наверное, Иран будет самой неприятной для президента Путина.
Владислав Белов: Да все темы - и Косово, и ПРО, и ДОВСЕ, и Иран - будут неприятными. Но здесь мой посыл следующий: позиции расходятся, но, по крайней мере, диалог должен продолжаться. То есть нельзя останавливаться, и стороны не должны обвинять друг друга в том, что это тупиковая ситуация и что та или иная сторона виновата в том, что она в эту ситуацию заводит в целом переговорный процесс. Поэтому не надо ожидать от Португалии, что здесь будут найдены какие-то решения или сближения позиций, я бы от Португалии ожидал именно констатации того, что диалог должен продолжаться.