Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Россия и Китай блокируют санкции против Ирана. Американские дипломаты не хотят служить в Ираке. Голливуд в ожидании забастовки



Юрий Жигалкин: Россия и Китай блокируют попытки введения жестких санкций против Ирана, заявил в четверг в Вене заместитель госсекретаря Николас Бернс. Это первое столь откровенное признание Вашингтона факта принципиальных разногласий с двумя постоянными членами Совета Безопасности ООН. До сих пор администрация Буша терпеливо за закрытыми дверями убеждала Москву и Пекин в том, что в общении с Ираном необходим более жесткий язык. Теперь же Белый дом решил действовать в открытую. «Россия и Китай фактически блокировали принятие третьей резолюции по иранскому вопросу с конца марта, - заявил Николас Бернс. - Наше мнение таково: если Иран не заморозит свои ядерные работы в ближайшие две недели, это будет констатацией факта нарушения им требований резолюции Совета Безопасности ООН». По словам заместителя госсекретаря, США рассчитывают на то, что очередная резолюция, ужесточающая санкции против Ирана, будет принята незамедлительно, что европейские страны введут свои собственные санкции и что ведущие торговые партнеры Тегерана ослабят с ним коммерческие связи.


Означает ли этот демарш Вашингтона его готовность перейти к новой стратегии давления на Иран? Вопрос известному американскому политологу сотруднику Фонда «Наследие» Бейкеру Спрингу.



Бейкер Спринг: Это предупреждение о том, что Соединенные Штаты будут вынуждены предпринимать меры вне рамок Совета Безопасности ООН, если Россия и Китай будут продолжать блокировать попытки принять эффективные санкции. Учитывая то, что страны, обладающие правом вето, не готовы оказать дополнительное давление на Иран, Вашингтон может попытаться организовать санкции при участии других стран за пределами ООН.



Юрий Жигалкин: В последнее время высказывалось много предположений о том, что могут предпринять Соединенные Штаты ради нейтрализации иранской ядерной программы. Кое-кто даже говорит о неминуемой военной акции. Как вы считаете, как далеко готов пойти Вашингтон, пытаясь остановить Иран?



Бейкер Спринг: Вашингтон предпримет то, что ему покажется наиболее эффективной мерой. Пока администрация продолжает ставить на дипломатию, пытаясь организовать систему санкций, которая будет чувствительной для иранских властей. Москва, судя по всему, стоит на пути именно такого решения проблемы. В случае если такой подход не сработает, американская администрация, я думаю, может прибегнуть к силовой акции. Трудно, естественно, сказать, что она может собой представлять, насколько масштабной она может быть, но если появится такая необходимость, то это будет хорошо продуманная, четко спланированная акция с ясно поставленной целью. Я исключаю любое безответственное решение.



Юрий Жигалкин: В пятницу должна состояться встреча пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, и ее исход может продиктовать дальнейшие действия Соединенных Штатов.


Многие американские дипломаты не хотят служить в Ираке, говоря, что это миссия, сопряженная с опасностью для жизни. В результате этого впервые за десятилетия госдепартамент намерен заполнить вакансии в американском посольстве в Ираке в приказном порядке, что вызвало недовольство в рядах дипслужащих.



Аллан Давыдов: В среду на встрече c руководителем зарубежного дипкорпуса Гарри Томасом коллектив работников госдепартамента остро отреагировал на сообщение о возможности так называемых «прямых назначений» на дипломатическую службу в Ираке. Ранее дипломаты были проинформированы о том, что руководство внешнеполитического ведомства США намерено расширить дипломатическую деятельность в Ираке, но при этом испытывает дефицит добровольцев из числа кадровых дипломатов, которые были бы готовы поехать в годовую командировку в Багдад и другие районы страны. Служба в странах, находящихся в состоянии войны, где жизнь дипломатов находится в опасности, была, по традиции, начатой во времена вьетнамской войны, делом добровольным для сотрудников госдепартамента. Добровольцы поехать в горячие точки находились всегда, но Ирак, кажется, напугал даже испытанных дипломатов. В связи с этим, как говорится в разосланном по внутренней электронной почте меморандуме руководства, недостающие 50 человек будут отобраны из числа самых подходящих кандидатур, и затем предполагается ведомственным приказом послать их в Ирак. В случае несогласия их ждет увольнение. Многие из присутствовавших на собрании дипломатов выразили несогласие с таким подходом, заявляя, что Ирак является зоной боевых действий и что даже перспектива высокой зарплаты, пакета льгот и продвижения по службе не может перевесить их опасения быть убитыми или раненными в Ираке.


Прокомментировать эту необычную ситуацию я попросил президента Ассоциации сотрудников внешнеполитической службы Джона Нэйленда.



Джон Нэйленд: Несомненно, Ирак является наиболее опасным местом службы для работников дипкорпуса. В какой-то мере сравниться с ним может разве что Афганистан. Нашим дипломатам не привыкать работать в опасных местах. Я сам одно время работал в колумбийской столице Боготе. Но Ирак - совершенно другое дело. Те, кто работал во Вьетнаме 40 лет назад, говорят, что даже осада посольства США в Сайгоне во время северовьетнамского наступления 1968 года не идет ни в какое сравнение с тем, с чем сталкиваются дипломаты в Багдаде. А ситуация в южновьетнамских провинциях почти никогда не была так опасна, как в иракских провинциях, где работают 25 временных групп по восстановлению, в которые тоже входят наши дипломаты. В 2003 году госдепартамент смог заполнить дипломатические вакансии в Ираке за счет добровольцев. Но сейчас сообщение о возможности направления туда людей в принудительном порядке стало для нас шоком.



Юрий Жигалкин: В четверг сенатор Хиллари Клинтон впервые продемонстрировала готовность использовать гендерную карту в качестве своего козыря. Через день после, образно выражаясь, "кровавых" теледебатов со своими конкурентами на президентскую номинацию, во время которых шестеро мужчин, ее соперников, уличали свою соперницу в неискренности, лживости, приспособленчестве, сенатор Клинтон призвала американок поддержать ее в борьбе за президентство, которое она назвала мужским клубом. «Мы, женщины, должны сокрушить этот "стеклянный потолок", выше которого нам не дают подняться, - заявила Хиллари Клинтон на встрече со студентками из своей альма-матер – престижного женского колледжа «Уэллесли» в Бостоне. Прямое обращение Клинтон к американкам слегка удивило наблюдателей, поскольку до сих пор она воздерживалась от розыгрыша гендерной карты, культивируя образ политика, возвысившегося над политиканством. Не исключено, что таким образом она пыталась отыграть очки, потерянные во время дебатов, где она явно неубедительно парировала жесткие атаки соперников.


В четверг основные индексы курсы акций на американских фондовых биржах упали более чем на 2,5%, одно из самых крупных падений в нынешнем году под давлением внезапно вернувшихся страхов относительно состояния мировой финансовой системы. Поводом для паники, последовавшей на следующий день после снижения федеральной кредитной ставки и эйфорического взлета курсов акций, стала информация о том, что у крупнейшего американского банка "Ситибэнк" может не оказаться необходимого минимума живых денег, который он должен поддерживать согласно закону. Эта информация, не опровергнутая сразу банком, вернула к жизни опасения, что кредитные проблемы, потрясшие международную финансовую систему в конце лета, не были нейтрализованы, а лишь скрыты от глаз. Нервозности добавляют и различные статические данные, свидетельствующие о замедлении промышленного роста. На таком фоне в четверг почти не было слышно голосов оптимистов.


В четверг в возрасте 92 лет скончался Пол Тиббетс, последний из американских пилотов, участвовавших в атомной бомбардировке японских городов. Именно он, 30-летний полковник, был командиром бомбардировщика «Энола Гей», который 6 августа 1945 года сбросил атомную бомбу на Хиросиму. И память об этой миссии шесть десятилетий вторгалась в его жизнь. По его просьбе, его похоронят без отпевания, место его захоронения не будет отмечено ни могильным памятником, ни даже табличкой, он не хотел, чтобы его похороны стали поводом для демонстраций, а его могила стала объектом осквернения. «Мы знали, что это будет эмоционально тяжелое задание, - рассказывал Тиббитс о бомбардировке Хиросимы, - но мы должны были отставить чувства в сторону. Мы знали, что погибнут люди, но нашей целью было быстрое и четкое выполнение задания, с тем, чтобы закончить войну и убийство людей как можно быстрее».


В четверг Голливуд ожидал забастовку. Такого не случалось в киногороде больше двух десятилетий. Руководство киностудий, телекомпаний и актеры, которым грозит перспектива остаться без работы, с большим интересом ожидали результата переговоров профсоюза сценаристов с продюсерами. Сценаристы чувствуют себя в роли бедных родственников на голливудском празднике жизни и требуют адекватного, по их словам, вознаграждения за свою работу, угрожая прервать этот праздник. Что, судя по всему, вполне в их силах. С подробностями - Ян Рунов.



Ян Рунов: Срок старого контракта истёк 31 октября. Стороны с июля ведут переговоры об условиях нового контракта и не могут прийти к согласию относительно ряда ключевых пунктов. Например, сценаристы просят повысить их авторскую долю от продажи DVD , начать платить им за распространение кинофильмов и телепередач через Интернет, мобильные телефоны, айподы и так далее, а также отчислять процент от денег за рекламу, которой сопровождается бесплатный показ фильмов и телешоу через Интернет. Продюсеры возражают, мотивируя это тем, что доходы от продажи DVD компенсируют растущие расходы на производство кино- и телепродукции. Не хотят они брать на себя и дополнительные финансовые обязательства перед сценаристами за распространение продукции на дигитальном рынке, поскольку этот рынок ещё не определился. Сценаристы требуют не только больше денег, но и большего к себе уважения, борются с второсортным положением в кинопроизводстве. В Америке, когда представляют новый художественный фильм, говорят «это кинофильм режиссёра такого-то». Сценаристы как бы на вторых ролях, в тени режиссёра. Они хотят быть с режиссёром на равных, чтобы писали: «Постановка такого-то, сценарий такого-то».


Вот что думает о конфликте между сторонами Арч Паддингтон, вице-президент исследовательской организации «Дом свободы»...



Арч Паддингтон: Прежде всего это совершенно особый трудовой спор. Речь идёт о сценаристах, пишущих для крупнейших американских телекомпаний. Все эти люди - опытные профессионалы высочайшего класса, найти замену которым чрезвычайно трудно. Это не водители грузовиков и даже не авиадиспетчеры, которых на время забастовки можно заменить. Если забастовка состоится, придётся перестраивать всю сетку телепередач на ABC , NBC , CBS , Fox ... Другая особенность именно этого трудового конфликта в том, что спор связан с новой технологией. В этом смысле это первый крупный такого рода конфликт.



Ян Рунов: Первыми по c традавшими от забастовки 11 тысяч сценаристов станут ежевечерние и ночные комедийные шоу, идущие вживую. Для них пишутся злободневные тексты. А потом начнутся задержки со съёмками ежедневных телесериалов. Телекомпании уже начали планировать повторы старых передач, увеличение объёма «реалити-шоу», в которых нет заранее написанных диалогов, расширение новостных передач...


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG