Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.
Андрей Шарый: Сегодня стало окончательно понятно, что российские власти будут пускать международных наблюдателей на предстоящие выборы в Государственную Думу по-новому. Отечественные наблюдатели теперь могут быть только партийными.
Данила Гальперович: О том, что с наблюдением за голосованием на предстоящих выборах в Государственную Думу будет не так, как раньше, начали говорить уже некоторое время назад: сначала Центральная избирательная комиссия России никак не рассылала приглашения международным организациям для формирования их наблюдательных миссий, потом появилась информация, что сами эти миссии станут меньше. Эта информация была подтверждена председателем Центризбиркома России Владимиром Чуровым, который перечислил журналистам, кого и сколько приглашает ЦИК.
Владимир Чуров: Центральная избирательная комиссия пригласила бюро по демократическим институтам и правам человека (ДИПЧ ОБСЕ), наш старинный партнер. Мы предложили им сформировать миссию в количестве до 70 человек. Такую же миссию предложено сформировать исполнительному комитету СНГ, миссии в пределах около 30 человек, как это бывало и ранее, приглашены к формированию Межпарламентская Ассамблея СНГ, Шанхайская организация сотрудничества, Парламентская Ассамблея организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Таким образом, структуры ОБСЕ в целом приглашаются в количестве до 100 человек. Северный совет приглашен Государственной Думой, небольшая делегация, миссия наблюдения примерно 3 человека. Мы ожидаем в случае согласия наших партнеров прибытия примерно 330-350 международных, иностранных наблюдателей.
Данила Гальперович: При этом руководитель Центризбиркома без тени смущения подтвердил, что даже на предыдущих выборах в Госдуму международных наблюдателей было в три раза больше.
Владимир Чуров: Четыре года назад было аккредитовано 1168 иностранных, они же международные, наблюдателей.
Данила Гальперович: На вопросы, почему российская власть вдруг решила, что наблюдателей должно быть меньше, и не скажется ли это на признании этих выборов свободными и справедливыми, Владимир Чуров отвечал, улыбаясь.
Владимир Чуров: В Центральной избирательной комиссии работает, как вы знаете, 15 членов с решающим голосом и примерно чуть более 200 сотрудников аппарата. Обеспечить нормальную работу, в том числе и качественную работу более чем тысячи международных наблюдателей было бы затруднительно. Вы мне объясните, пожалуйста, в каком международном документе или в нашем внутреннем документе написано, что легитимность выборов зависит от числа международных наблюдателей.
Данила Гальперович: По словам председателя ЦИК России, малочисленность международных наблюдателей должна будет компенсироваться их профессионализмом. Но здесь, если исходить из опыта, например, выборов в Белоруссии, существует два вида профессионализма. Один присущ миссиям из европейских международных организаций, которые, как правило, фиксировали все - и оппозицию, не допущенную к средствам массовой информации, и административное воздействие на избирателей, например, угрозы студентам выселить их из общежития, если не проголосуют как надо, и многое другое. Другого вида профессионализм демонстрировали миссии от СНГ и стран бывшего Советского Союза, где с демократией есть проблемы. Эти миссии и наблюдатели говорили, что все прошло как надо. Если посмотреть на цифры, опубликованные Владимиром Чуровым, то второго вида наблюдателей на предстоящих выборах в Госдуму будет едва ли не больше, чем первого. На Западе уже начали реагировать на ограничения, введенные ЦИК, но надежды переубедить Россию пока не теряют, что следует из интервью для Радио Свобода руководителя регламентной комиссии ПАСЕ швейцарского парламентария Андреаса Гросса.
Андреас Гросс: Мы уже выразили свое разочарование этим шагом, но по-прежнему надеемся на то, что окончательного решения еще не принято. На следующей неделе в Братиславе состоится заседание бюро ассамблеи ПАСЕ, на котором мы еще раз обсудим этот вопрос с нашими российскими коллегами. Я думаю, что в предстоящих парламентских выборах в России и так много проблем, и не стоит добавлять к ним еще одну проблему, совершенно ненужную. Отношения ПАСЕ и России могут быть испорчены, если российские ответственные лица не пустят на выборы столько наблюдателей, сколько ассамблея захочет послать. Мы посылали 40 человек в Турцию, чуть больше - в Азербайджан, это не та цифра, которая может унизить Россию.
Данила Гальперович: Но, возможно, если все так грустно с международным наблюдением, то может быть с отечественным веселее? Наблюдения за голосованием со стороны неправительственных организаций не будет, контроль смогут осуществлять только наблюдатели от партий. Правда, руководитель Центра обучения избирательным технологиям Александр Иванченко - кстати, в прошлом сам председатель ЦИК - объясняет, что это даже хорошо.
Александр Иванченко: Впервые эту избирательную кампанию мониторят, наблюдают за ее ходом исключительно наблюдатели от политических партий. То есть тех субъектов, которые и участвуют, собственно говоря, в этой избирательной кампании. Общественные наблюдатели не имеют в эту избирательную кампанию официального статуса для того, чтобы они осуществляли наблюдение в день голосования. Но я бы подчеркнул, что мы перешли в другую качественную форму мониторинга или наблюдения за избирательной кампанией вместо, знаете, такого опыта первых избирательных кампаний 93-го, 95-го года, когда достаточно было прийти на избирательный участок, написать заявление, что я буду наблюдать вашу работу, получить этот статус и наблюдать за ходом голосования. Мы перешли к профессиональному мониторингу, профессиональному наблюдению за ходом избирательной кампании, прежде всего, политическими партиями.
Данила Гальперович: На деле же происходит следующее - те немногие неправительственные организации, которые занимаются именно мониторингом выборов, преследуются со стороны властей. Вот что рассказала Радио Свобода руководитель ассоциации «Голос» Лилия Шибанова.
Лилия Шибанова: Цель организации вообще - это активизировать граждан для фактически защиты своих избирательных прав и вообще гражданских свобод. Фактически приостановлена работа двух организаций - и региональной, и межрегиональной организации "Голос". Сам выборный год показал, что используются все рычаги влияния и на политических, и даже не на политические организации, которые работают на поле выборов. Это действительно так. Я думаю, что это давление будет только усиливаться. Ситуация показывает, насколько тот закон, который принят об общественных организациях, сейчас становится рычагом влияния.
Данила Гальперович: Лилия Шибанова говорит, что новые законы о неправительственных организациях сделаны так, чтобы по ним законно можно было бы осложнить жизнь гражданским активистам. Не исключено, что и вся избирательная кампания в Госдуму будет внешне проходить в рамках законов - во всяком случае, в их толковании российской властью.