Одна из крупнейших американских фармацевтических фирм Merck сообщила о том, что неудачей закончилось испытание на добровольцах самой многообещающей вакцины против СПИДа.
Вакцина показала хорошие результаты при экспериментах по защите от СПИДа подопытных приматов – и это беспрецедентный успех. Но эксперимент на людях-добровольцах был прерван после того, как испытуемые, привитые новой вакциной, не только оказались уязвимыми для ВИЧ-инфекции – процент зараженных среди них оказался заметно выше, чем в контрольной группе. В тестировании участвовало более 3 тысяч добровольцев из 15 стран.
Такие результаты настолько пошатнули уверенность специалистов, что Энтони Фаучи (Fauci), глава Американского национального института инфекционных заболеваний (The National Institute of Allergy and Infectious Diseases NIAID, part of the National Institutes of Health), участвовавшего в работе над вакциной, в своем заявлении призвал ученых и фармацевтические фирмы не ставить крест на поисках вакцины.
NIAID потратил на работы по созданию вакцины от СПИДа более 500 миллионов долларов, сообщает Bloomberg.
Профессор-вирусолог Даниил Голубев прокомментировал неудачу разработки вакцины:
– На последнюю вакцину фирмы Merck возлагались большие надежды. Авторы не раскрывают ее состава, но очевидно, что речь идет о новом варианте генно-инженерной конструкции, которая включает в себя компонент вируса иммунодефицита человека как иммунизирующий фактор, и в качестве базисного вектора, то есть челнока доставки его в организм, используется аденовирус, один из респираторных вирусов, хорошо зарекомендовавший себя в генной инженерии последних лет при составлении различного рода химерных полезных конструкций. Использование этой вакцины для профилактики заражения вирусом иммунодефицита обезьян блестяще завершились. В человеческой популяции на волонтерах оказался полный провал. Дело даже не в том, что эта вакцина не защищает от инфицирования волонтеров, а она повышает чувствительность к вирусу иммунодефицита, и это повышение чувствительности статистически значимо, что не может не вызвать шока, разочарования, недоумения.
– Профессор, а в чем состоял главный просчет ученых, стоивший полмиллиарда долларов?
– Наиболее часто заболевали вакцинированные в том случае, если у них был высокий титр антител к этому самому аденовирусу. Аденовирус – это один из респираторных вирусов, с которыми все человечество так или иначе постоянно встречается, и результат оказался тот, что наличие этих антител, наоборот, раскрывает вход для вируса иммунодефицита человека в клетке иммунной системы в большей степени, чем у тех, кто не был вакцинирован.
– Специалисты говорят, что сейчас на стадии разработки находятся в разных странах около тридцати потенциальных вакцин против СПИДа, препарат фирмы Merck был самым многообещающим. Означает ли такое обилие разработчиков то, что ученым, в принципе, понятно хотя бы, каким должен быть механизм действия вакцины?
– Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что СПИД – заболевание необычное. Под обычным я понимаю все остальное море вирусных инфекций. Вакцина имитирует естественный иммунизаторный процесс, который возникает при заболевании. Возьмите полиомиелит: ребенок, встретившись с вирусом полиомиелита, или останется калекой, или погибнет, что было очень нередко, либо получит пожизненный иммунитет. Задача вакцины – имитировать без тяжелых повреждений естественный инфекционный процесс. А при СПИДе естественный инфекционный процесс всегда приводит к гибели, поэтому как здесь создать вакцину, которая была бы и эффективна, и не патогенна, я ответить на этот вопрос не могу. И вся мировая медицина сейчас ответить, насколько я понимаю, не может.
– Не стоит ли за тем фактом, что за четверть века со времени окончательной идентификации вируса иммунодефицита не было найдено вакцины от СПИДа, простая данность: эта инфекция непобедима?
– Я помню заявление заместителя министра здравоохранения СССР Бургасова, который первое заявление по поводу СПИДа сделал такое: «Это не наша болезнь, мы ею заниматься не будем. Это их проблемы». Так что говорено много. Ну, а если отвлечься от этой риторики, то я не считаю, что путь в 20 с лишним лет, который пройден, является каким-то запредельным для создания вакцины. Вирус полиомиелита был открыт в 1909 году, а вакцины Солка и Себина, которые спасли человечество от полиомиелита, возникли в 50-е годы. Конечно, сейчас не тот уровень прогресса, и хотелось бы, чтобы это было быстрее, но орешек оказался очень крепким. Это ведь, по сути дела, анти-иммунитет, это анти-инфекция, это инфекция самой иммунной системы, и к ней подобраться очень трудно.