Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Париже Наталья Руткевич.
Никита Татарский: 20 ноября Франция пережила «тотальную» забастовку. К железнодорожникам, бастующим уже неделю, присоединились и другие работники бюджетной сферы.
Наталья Руткевич: Поезда и автобусы почти не ходят, школы и детские сады закрыты, газеты исчезли из киосков, почтовые отделения не работают... Акция протеста 20 ноября так или иначе коснулась почти всех жителей страны. Работники бюджетного сектора, в первую очередь учителя, но также медсестры и другие госслужащие выступали против низких зарплат и проекта сокращения 23 тысяч бюджетных мест, предусмотренного правительством в будущем году. По крупным французским городам прошли масштабные демонстрации под лозунгом «все вместе за достойную оплату труда и соцобеспечение». В одном Париже на улицы вышло около 50 тысяч манифестантов.
Сколько всего бюджетников участвовало в забастовке? По данным правительства – 30 процентов всего состава, по словам профсоюзов – более 50 процентов. Кто бы из них ни был прав, число стачечников исчисляется миллионами. Подобной мобилизации во Франции не было очень давно. В одно единое движение протеста слились различные акции: железнодорожников, протестующих против лишения их пенсионных льгот, прочих бюджетников, недовольных зарплатами, и студентов, возмущенных проектом реформы о большей финансовой автономии университетов.
Однако президент Франции Николя Саркози пока уступать не намерен. Он не собирается отказываться ни от одной из намеченных его кабинетом реформ. Вот что он заявил во вторник, обращаясь к работникам транспорта.
Николя Саркози: Правительство никогда не хотело идти на конфликт. Я всегда выступал за продолжение диалога с социальными партнерами. В этом столкновении не должно быть победителей и побежденных. Но я не изменю своего мнения. Реформа пенсионных льгот будет проведена – пусть никто в этом не сомневается. Я готов прислушиваться к требованиям трудящихся, но забастовку пора заканчивать, особенно теперь, когда мы договорились сесть за стол переговоров. Сколько можно испытывать терпение французов, которые уже достаточно намучились? Почему они должны становиться заложниками забастовки, которая их, собственно, не касается .
Наталья Руткевич: Переговоры между железнодорожными профсоюзами, руководством национальных железных дорог и правительством открываются в среду. Однако это не значит, что движение полностью нормализуется. Многие стачечники не хотят выходить на работу, пока не получат достаточных компенсаций лишения льгот. Так что в среду забастовка транспорта продолжится, хотя и будет менее массовой. Между тем, терпение французов действительно начинает иссякать. После недели лишений число французов, поддерживающих железнодорожников, резко сократилось. Что касается потерь для французской экономики, то они весьма существенны. По словам министра экономики Кристин Лагард, за каждый день забастовки Франция теряет 300-400 миллионов евро.