Ссылки для упрощенного доступа

Лидер "Объединенного гражданского фронта" Гарри Каспаров отсидел пять суток


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Максим Ярошевский.



Андрей Шарый: Сегодня лидер "Объединенного гражданского фронта" Гарри Каспаров вышел на свободу после пятидневного административного ареста. Каспаров, напомню, был задержан на "Марше несогласных" в Москве 24 ноября. Мировым судом было вынесено решение об административном аресте на пять суток, которое затем было обжаловано, однако суд оставил это решение в силе. После ареста Каспаров содержался в изоляторе временного содержания на Петровке, 38, однако затем его соратники заявили о том, что не могут установить местонахождение политика и шахматиста, так как для него не принимали передачи, а также не пускали к нему адвокатов и других посетителей. Например, Каспарова так и не смогли навестить депутат Государственной Думы Владимир Рыжков, его бывший соперник, чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. Однако сегодня все завершилось счастливо. За этим политическим счастьем наблюдал корреспондент Радио свобода Максим Ярошевский.



Максим Ярошевский: Гарри Каспарова ждали на выходе из ГУВД на Петровке журналисты и сторонники уже в начале четвертого. По словам адвоката Ольги Михайловой, арестованного политика могут отпустить уже в 15 часов 45 минут (ровно в это же время Каспарова задержали во время "Марша несогласных" в субботу в Москве). Однако уже в это время помощник лидера ОГФ Марина Литвинович говорила: у стен ГУВД вы арестованного не увидите, его сразу повезут домой. Так и произошло, более того, отпустили Каспарова на полчаса раньше запланированного времени. Журналистам пришлось в спешке перебазироваться в Гагаринский переулок, где и живет чемпион мира по шахматам. Марина Литвинович рассказала Радио Свобода, как себя чувствует просидевший пять суток на Петровке Гарри Каспаров...



Марина Литвинович: Чувствует себя нормально. Единственное, мне кажется, он похудел немножечко. Он говорит, что отношение было хорошее, давали книги, передали ему, он читал, и давали гулять. Единственное, очень маленькая камера. Там трехместная камера, но он сидел один, там пространство для того, чтобы двигаться, два метра на полтора. Но отношение, говорит, хорошее, все нормально.



Максим Ярошевский: Вслед за Каспаровым к его квартире поочередно приехали Борис Немцов, Никита Белых, Владимир Рыжков и Мария Гайдар с большим букетом цветов. Лидеры "Союза правых сил" в один голос говорили, что очень рады освобождению Гарри Каспарова. В это же время напротив дома оппозиционера начали собираться милиционеры. Позже Марина Литвинович заявила журналистам, что они готовы вновь арестовать Каспарова, если пресс-конференция во дворе дома не завершиться в самое ближайшее время. Борис Немцов в своих высказываниях по отношению к задержанию лидера ОГФ и действиям властей был категоричен...



Борис Немцов: Освободили, слава богу, Гарика, я очень рад, что наш товарищ, друг на свободе. Конечно, это полный беспредел, когда многократный чемпион мира, когда достойный, честный человек оказывается за решеткой. Конечно, это свидетельствует о крайней слабости российской власти, о том, что она смертельно боится правды, о том, что она использует спецслужбы в политической борьбе, дубинами разгоняет не в чем неповинных людей, все это позор России. И должен сказать, что президент Путин сейчас уже вообще ничем от Лукашенко не отличается. Главный итог заканчивающейся парламентской предвыборной кампании состоит в том, что произошла лукашезация России, и Путин с Лукашенко - близнецы-братья. Использование спецслужб в политических целях, аресты активистов оппозиции, аресты газет наших, аресты наших активистов в регионах - это все методы путинского режима, методы, которые делают власть Путина нелегитимной, а его - похожим на обычных диктаторов: Лукашенко, Туркменбаши, Каримова и так далее. Я убежден, что если бы Путин вообще ничего не делал во время этой предвыборной кампании и вообще бы никого не трогал, то он бы получил хороший результат, а сейчас выборы превратились в фарс, они ни в одной стране мира не будут признаны легитимными, не будут признаны демократичными, свободными, и его репутация ничем не отличается от Лукашенко. Позорище и все.



Максим Ярошевский: Никита Белых, который приехал спустя буквально десять минут после своего коллеги по партии, говорил о возможном объединении оппозиции.



Никита Белых: Рассматриваю данное событие, как политическое заключение. То есть я считаю, что в тех решениях, которые выносил мировой судья, явно присутствовал политический заказ и политический подтекст. Именно поэтому я полностью здесь на стороне Гарри Кимовича, именно поэтому я вчера приходил с одиночным пикетом на Петровку, 38, и сейчас пришел к нему, как человек, который считает себя если не другом, то, во всяком случае, своим приятелем. К сожалению, как говорил Дарвин, внутривидовая борьба более жестокая, чем межвидовая. Я считаю, что как раз такие события, какие происходили 24-25 числа, оппозицию объединяют. Мы были и остаемся сторонниками объединения демократической оппозиции, потому что у нас очень много противоречий с коммунистами, сталинистами, рядом других организаций. Я считаю, что на сегодняшний день демократическая оппозиция просто обязана объединиться. Нам не удалось это сделать в ходе выборов в парламент, я очень надеюсь, что нам удастся согласовать свои действия по президентским выборам.



Максим Ярошевский: Ровно в пять вечера из подъезда дома вышел Гарри Каспаров. Несколько его активистов, которые пришли к дому с плакатами в руках, встретили лидера ОГФ овацией. Присутствующие во дворе дома журналисты тем временем пытались пробиться к оппозиционеру, что удавалось далеко не всем. Гарри Каспаров некоторое время рассказывал о том, как он себя чувствовал в камере и как его освободили...



Гарри Каспаров: Всем очень благодарен, потому что это такая неосязаемая, но очень серьезная моральная поддержка. Мне кажется, что власть на самом деле испугалась такой реакции, потому что сегодня меня, опять в нарушение правил, возили такими окольными путями. Интересно, вроде бы как они все контролируют, и тем не менее меня вывезли раньше времени, посадили в закрытую машину, отвезли обратно в УВД "Басманное", там, где оформляли протокол задержания, там освободили официально, вернули паспорт. Судя по всему, где-то в воскресенье вечером произошел перелом, благодаря этому давлению и в мире, и в стране они согласились давать передачи. Без передач было бы, конечно, очень трудно, но передачи… давали еду, даже с определенными послаблениями. Так что в целом я мог обойтись без того, чтобы проверять качество того, чем кормят они, при этом, естественно, бояться, что могут накормить совсем не тем, чем говорят.



Максим Ярошевский: Задать вопросы журналистам лидеру "Объединенного гражданского фронта" практически не удалось. Вмешалась милиция, которая через Марину Литвинович порекомендовала как можно скорее прекратить беседу оппозиционера со СМИ.



Гарри Каспаров: На самом деле мы вступаем в очень опасный период, потому что непонятно, где они остановятся. Началась уже разборка внутри путинского окружения. Совершенно непонятна юридическая ситуация после 2 декабря, не понятно, кто и как будет управлять страной после 2 марта. И в этих условиях полное игнорирование, как норм законодательства, которые они сами писали, так и норм Конституции, мне кажется, может привести к катастрофе для всей страны. Адвокаты уже написали большое количество жалоб. Мы требуем возбуждения уголовных дел по всем пунктам, по которым были нарушены законы и Конституция, и один из ключевых вопросов, на который мы будем упирать, это, конечно, вопрос, связанный с недопущением адвокатов и тем самым торпедирование нормального юридического процесса.


Я полагаю, что правительство чувствует себя крайне неуверенно, они боятся, что в условиях вот этого правового беспредела, в условиях роста цен и ухудшения жизненных условий для большого количества россиян, любой протест, даже искра протеста может привести к крайне серьезным последствиям. Их реакция на наши мирные марши показывает, что стабильность, о которой они говорят, с их стороны выглядит совсем по-другому.



Максим Ярошевский: Уже после разговора вместе с журналистами двор дома, где проживает Гарри Каспаров, покинули милиционеры. Следующее мероприятие, в котором собирается принять участие один из лидеров коалиции "Другая Россия" пройдет на книжной ярмарке non / fiction в Москве, где он намерен представить читателям свою новую книгу "Шахматы как модель жизни", которую в сентябре этого года по непонятным причинам отказалось печатать издательство "Эксмо".



Андрей Шарый: Сегодня не состоялся суд над писателем-сатириком и журналистом Виктором Шендеровичем, задержанным во время пикета в поддержку Гарри Каспарова в среду. По словам Шендировича, в четверг, как ему и было предписано, он пришел в суд. После получасового ожидания писателю сообщили, что документы на него из милиции не поступили. "То есть из отделения, которое находится примерно в километре от суда, за 15 часов мои документы доставить не смогли. Видимо, курьера замело снегом", - сказал Шендерович агентству "Интерфакс".


XS
SM
MD
LG