Ссылки для упрощенного доступа

Слухи о дефиците, или почему растут цены на бензин


Отсутствие в России бензинового дефицита объясняется низкими требованиями к его качеству
Отсутствие в России бензинового дефицита объясняется низкими требованиями к его качеству

В России стремительно дорожает автомобильное топливо. В ноябре розничные цены на бензин в регионах росли на 1-2% в неделю. И хотя к автозаправкам длинные очереди не выстраиваются, о возможности дефицита автомобильного топлива говорят все чаще.


Объем добычи нефти в России в 2007 году составит около 490 миллионов тонн. Общие мощности нефтепереработки – на 270 миллионов тонн, которые загружены в среднем на 80%. То есть перерабатывается в России примерно 45% всей добываемой нефти.


В целом объемы производства моторного топлива соответствуют объему спроса на них на внутреннем рынке, говорит директор по развитию московского представительства международного аналитического агентства Argus Media Михаил Перфилов. Спрос растет ныне на 4-5% в год, и объемы переработки в последние два года также увеличивались на 4-5%. Но спрос все больше расширяется, и, по мнению некоторых нефтяных компаний, в какой-то момент он может опередить рост производства нефтепродуктов.


Ситуация в российской нефтепереработке приводит к выводу о недостаточном производстве автомобильного топлива и о возможном недостатке самих перерабатывающих мощностей в ближайшем будущем, считает руководитель отдела статистики и анализа исследовательского центра «Кортес» Алексей Груздев. Признаками этого, по его мнению, является, например, сезонная нехватка свободных объемов бензина на российском рынке летом 2006 года и нынешней осенью, а также широкое распространение продаж контрафактного бензина по всей России. «Пока эти негативные явления - не системные для нефтяной отрасли, но они могут стать таковыми, если в ближайшие 2-3 года мы не увидим расширения перерабатывающих мощностей»,- полагает Груздев.


На экспорт или на АЗС


Любая российская нефтяная компания, имеющая собственные мощности нефтепереработки, в зависимости от условий конъюнктуры, оказывается перед выбором: условно, просто экспортировать 3-4 тонны сырой нефти или выработать из этого объема примерно одну тонну бензина и продать его внутри страны.


В целом экономика нефтяных компаний достаточно проста, отмечает руководитель аналитического управления инвестиционной компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин, поскольку значительная часть их затрат – налоги и пошлины, которые напрямую зависят от мировых цен на нефть. «Механизм установления как экспортных пошлин на нефть, так и налога на добычу полезных ископаемых таков, что нефтяным компаниям, в зависимости от конъюнктуры, в одних случаях бывает выгоднее больше нефти экспортировать, а в других - больше направлять на внутренний рынок для переработки».


Сама постановка вопроса не совсем корректна, возражает Алексей Груздев. Ведь в процессе переработки нефти, наряду с бензином, всегда получают еще и дизельное топливо, и авиационный керосин, и мазут, и другие сопутствующие продукты.


Тем не менее, отмечает аналитик инвестиционной компании Unicredit-ATON Артем Кончин, некоторые нефтяные компании говорят, что самое выгодное для них направление сегодня – продажа нефтепродуктов на внутреннем рынке. «Разница в доходности с экспортом сырой нефти - не критическая, но она есть. Иногда, впрочем, этот баланс меняется и в пользу экспорта нефти».


«Свободный» рынок нефтепродуктов


По некоторым оценкам, примерно 80% всего рынка автомобильного топлива в России контролируют крупнейшие нефтяные компании. В отличие, например, от многих стран Европы, на рынках которых велика доля «независимых» перерабатывающих компаний, которые сами нефть не добывают.


В России «независимыми» можно считать пять нефтеперерабатывающих заводов из 29 существующих, говорит Михаил Перфилов: три НПЗ в Уфе, московский НПЗ и хабаровский НПЗ. Применительно к ним можно вести речь о нефти, которую «независимые» трейдеры покупают на рынке, перерабатывают, а затем продают нефтепродукты на АЗС, в том числе – частных, не входящих в структуру вертикально интегрированных нефтяных компаний. Кстати, по словам Перфилова, две трети всех автозаправочных станций в России - частные, то есть не принадлежащие нефтяным компаниям.


Крупнейшие нефтяные компании доминируют на российском рынке бензина, продолжает аналитик. В их рамках цены формируются по всей цепочке - от месторождения до заправочной станции. Поэтому компании всегда имеют возможность «оптимизировать» цены внутри себя. Но именно в свободном секторе рынка, который в России пока так мал, и формируются рыночные цены. «И чем меньше он будет, тем хуже всему рынку»,- заключает Перфилов.

Расширяющийся автопарк


Темпы роста продаж новых легковых автомобилей в России сегодня – 15-20% в год, то есть в 3-4 раза выше, чем темпы роста производства моторного топлива в стране. Но они и не должны совпадать, поясняет Максим Шеин. Во-первых, часть автомобилей выводится из эксплуатации, во-вторых, бензин нужен не только новым легковым автомобилям, но и уже имеющимся, а также грузовым.


Более корректным является сопоставление роста всего парка легковых автомобилей в стране с ростом потребления бензина, дополняет Алексей Груздев. В целом рост легкового автопарка составляет ныне в России 4-5% в год, что уже сопоставимо с текущим ростом объемов производства автомобильного бензина.


Другое дело, что осень 2007 года привнесла тревогу, говорит аналитик. Если прирост производства бензина в России в 2006 году, по отношению к 2005, составил 7%, то в 2007 году можно прогнозировать, в лучшем случае, 2-3% - по отношению к уровню 2006 года. «Замедление произошло в сентябре-октябре, когда общий объем производства оказался ниже, чем в то же время год назад. На многих российских НПЗ были проведены серьезные плановые ремонты, что и привело к сокращению производства».


Глубина переработки


В Соединенных Штатах, где общие мощности нефтепереработки втрое превышают российские, последний по времени НПЗ открылся в 1976 году, и с тех пор не было построено ни одного. В России «последний» НПЗ появился в середине 80-ых в Ачинске Красноярского края, напоминает Михаил Перфилов. А на территории бывшего СССР более новым является Мажейкяйский НПЗ в Литве.


То, что в России на сегодня нет дефицита топлива, отчасти объясняется низкими требованиями к его качеству, по сравнению с Европейским Союзом или Соединенными Штатами, продолжает аналитик. Пример – дизельное топливо. Предельное содержание серы в дизельном топливе в России - 0,2%, а в Евросоюзе - 0,005%, разрыв – в 40 раз.


В России, в отличие от Евросоюза или Соединенных Штатов, очень мало производств глубокой переработки нефти, которая позволяет получать наиболее чистые сорта топлива. Средняя глубина нефтепереработки в России – чуть больше 70%, тогда как в странах ЕС или США – 85-95%.


Построенные еще во времена СССР, российские НПЗ в основном были ориентированы на выпуск менее чистых видов топлива. При этом стремительно расширяющийся сегодня (в первую очередь, за счет иномарок) парк легковых автомобилей предполагает топливо более высокой степени очистки. Если смотреть в более отдаленное будущее и предположить, что Россия будет в какой-то мере следовать тенденциям европейских стран, то доминирующее положение производства дизельного топлива и мазута имеет и стратегические преимущества, поскольку в Европе стремительно растет спрос как раз на дизельное топливо, но – высококачественное, отмечает Максим Шеин. Сам парк легковых автомобилей с дизельными двигателями в странах Европы стремительно увеличивается – сегодня они уже превысили половину всех продаж новых автомобилей в ЕС. И в этом контексте, может быть и не так плохо, что российские НПЗ были изначально ориентированы на выпуск низкооктановых бензинов, продолжает Шеин, если допустить, что российские потребители постепенно перейдут к такой же структуре спроса на автомобили.


В целом структурные перекосы в российской нефтепереработке действительно имеют место, добавляет Алексей Груздев. Более того, они усугубляются тем, что сегодня в стране не строятся новые НПЗ, позволяющие значительно повысить выход именно светлых, более качественных нефтепродуктов. Хотя, напоминает Груздев, в последние три года рост производства в России высокооктановых бензинов на 7-8% опережает ежегодный рост производства низкооктановых.


Но в целом модернизация нефтепереработки пока в России тормозится, замечает Михаил Перфилов. Во-первых, если нет требований к новому качеству автомобильного топлива, у компаний нет соответственно и мотивации это качество повышать. «Плюс - нестабильность, связанная с экспансией государства в экономику, что заставляет компании придерживать планы модернизации переработки. Они опасаются, что эти активы могут быть впоследствии переданы в государственные компании».


По словам, Перфилова, на сегодня из проектов создания в России новых нефтеперерабатывающих мощностей можно всерьез говорить лишь об одном – второй НПЗ в Нижнекамске, который строит компания «Татнефть». Есть еще ряд проектов, которые «были заявлены, но и по сей день остаются на бумаге».


Три последних года подряд Россия является крупнейшим в мире производителем нефти, обойдя по объемам добычи сырья Саудовскую Аравию. Правда, в отличие от России, в Саудовской Аравии есть и немалые резервные мощности, которые страна пока не использует. При этом менее половины всей добываемой в России нефти перерабатывается внутри страны.


XS
SM
MD
LG