Президент России Владимир Путин прибыл в Минск, где состоятся его переговоры с белорусским лидером Александром Лукашенко и заседание госсовета Союзного государства России и Белоруссии. Этот визит проходит на фоне разговоров о политической судьбе Путина в России, несмотря на то, что сценарий развития событий, по которому президент становится премьером при новом главе государства Дмитрии Медведеве, вроде бы озвучен и не имеет серьезных препятствий для реализации. Судьба российско-белорусского союза тем временем по-прежнему туманна, и, как считают эксперты, только решительные шаги, в том числе и со стороны Владимира Путина, могут эту судьбу решить.
В пятницу в Минске на повестке дня переговоров Путина и Лукашенко более десяти вопросов, но, по официальным данным, среди них не числится даже обсуждение, не говоря уже о подписании, главного документа на пути к реальному союзу двух стран - конституционного акта.
Нынешний визит Владимира Путина в Белоруссию очень важен, считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. Его связывают с урегулированием вопросов в экономике, взаимодействии двух стран, в том числе и в оборонной области, но ожидать каких-то сверхбыстрых прорывов в части создания реального Союзного государства и подписания конституционного акта не стоит:
- Работа идет непростая, потому что решается вопрос о власти. И сама задача непростая - создать альянс двух очень разных по территории, населению, ВВП государств. Потому что, с одной стороны, «одна страна - один голос» - это неприемлемо для России, с другой стороны, прямая пропорциональность в решении вопросов неприемлема для Белоруссии. Поэтому надо искать какой-то компромисс, который сейчас мучительно ищется. Я не уверен, что эта задача находится на стадии завершения.
- Идея Союзного государства России и Белоруссии реальна или это все-таки химера, некий прожект, который, может быть, и хотелось бы реализовать когда-то, но фактически это невозможно сделать?
- Можно было бы говорить, что это химера, описывать реальные проблемы, связанные, например, с позициями политических элит, которые очень трудно расстаются со своими полномочиями и в той, и в другой стране, но, имея под боком реализацию не менее сложного проекта, я имею в виду Евросоюз или создание альянса Китай-Гонконг… Тоже казалось, что невозможно, но нашли пути для формирования единого государства при разных социальных системах. Поэтому было бы желание - вполне возможно.
- Стопором в переговорах являются позиции политических элит двух стран. А бизнес-элиты в этой ситуации как себя ведут, насколько они, с вашей точки зрения, заинтересованы в создании Союзного государства?
- Заинтересованность в целом, в перспективе стратегической есть и с той, и с другой стороны, потому что для российского бизнеса это ворота в Европу, а для белорусского - это огромное расширение возможностей рынка своей продукции. Но позиции, безусловно, в чем-то и противоречивы, потому что все-таки экономики энергоизбыточная, в том числе ориентированная во многом на экспорт энергоресурсов, и экономика энергонедостаточная, какой является экономика Белоруссии... там есть объективные противоречия, которые можно согласовывать, опять же, в ходе переговоров между элитами и с использованием политической воли со стороны руководителей государства.
По мнению обозревателя белорусской службы Радио Свобода Марата Дымова, именно белорусские бизнес-элиты сейчас не слишком заинтересованы в создании реального Союзного государства России и Белоруссии, а если добавить к этому боязнь политиков потерять власть, то решение вопроса об альянсе двух государств становится все призрачнее:
- В Белоруссии действует пусть пока достаточно экзотическая, но все-таки некая идеологическая доктрина, которая рисует Беларусь чистой и справедливой страной, а вот страна, которая на востоке от нас, она такая коррумпированная, нестабильная и так далее. Как говорил когда-то Александр Лукашенко, белорус - это русский со знаком качеством. Ну, есть и прагматичные соображения. В конце концов, Белоруссия, белорусская элита, какая никакая, но элита независимой страны. А вот если происходит некое реальное объединение, ну, мест мало, людей много.
- Если исходить из того, о чем мы только что говорили, то получается, что такая элита должна фактически ставить крест на любых попытках России стремиться к объединению.
- Думаю, что она и ставит. У меня, например, вызывает усмешку, когда в Москве кто-то всерьез слушает то, что говорит господин Бородин. Я бы добавил еще один момент. Можно, конечно, сказать, что Беларусь - страна авторитарная и поэтому что там думает элита, в общем-то, не важно, важно, что думает один человек. И в этом смысле да, действительно, если бы Александру Лукашенко предложили Кремль в обмен на Беларусь, он бы обменял. Но есть известная технология, и Александр Григорьевич, зная своих партнеров, я думаю, опасается такой простой вещи, что, условно говоря, завтра ему пообещают - там, спикер, премьер, что хочет, и процесс пойдет, а потом, когда уже открутить будет нельзя, когда Беларусь уже де-факто станет частью единого государства, ему скажут: знаешь, браток, ну, расклад изменился, ну, извини, ты никто. И чтобы такого не произошло, он просто на это не пойдет. Есть разные вещи, реальное объединение, про которое я сказал, что этого никто не хочет и никто на это не пойдет, и есть пиар, есть надувание всякого рода пузырей, ироничная формула, про которую раньше говорили «поцелуи в обмен на газ», ну, она немножко сжалась, но она работает. То есть за разговоры о том, что да, вот мы объединимся, будем объединяться, мы едины, платят. А пока платят, почему надо от этого отказываться?
Судя по сообщениям российских информационных агентств, ключевым вопросом в повестке дня нынешнего заседания Госсовета станет утверждение бюджета Союзного государства на 2008 год, средства которого расходуются преимущественно на реализацию совместных проектов в промышленности, в строительстве, в области правоохранительной деятельности и в социальной сфере.