Современные европейские награды в большинстве своем ведут происхождение от средневековых рыцарских орденов, объединявших группу лиц, приближенных к монарху и отмеченных его расположением, либо посвятивших себя достижению одной великой цели. Орденом не награждали, в него принимали, как в наше время принимают в закрытое привилегированное сообщество. И знаки, которые сегодня называются орденами, первоначально были лишь символами принадлежности к той или иной элитарной организации. Одна из таких высочайших наград — рыцарский орден Слона — на сегодняшний день самая престижная награда Датского королевства.
Наиболее популярными представителями фауны в мире орденов и медалей были и продолжают оставаться львы и орлы. А вот одной из самых экзотических наград, названных в честь животного, является высшая национальная награда Дании — орден Слона. Примечателен этот древний рыцарский орден не только своим именем, но и тем еще, что знак его не плоский, а объемный и представляет собой покрытую белой эмалью и усыпанную бриллиантами золотую статуэтку слона, несущего на спине боевую башенку и погонщика-мавра с жезлом. Одна из расхожих легенд появления в Дании этой награды отсылает нас ко временам крестовых походов Средневековья, в ходе одного из которых датские рыцари разбили сарацинов, сражавшихся на боевых слонах.
В память о встрече с этими исполинскими животными и в честь одержанной победы и был, как говорят, учрежден в XII веке королем Кнудом VI рыцарский Орден Слона. Однако научная версия этого события сильно отличается от апокрифической, говорит архивариус Государственного архива Дании Нильс Бартольди: «История датского Ордена Слона берет свое начало с середины XV века — именно этим временем датируются первые достоверные упоминания об этой награде. Но тогда, в эпоху католицизма, он назывался орденом "Триединства, Страстей Христовых и Девы Марии" и выглядел по-другому: к цепи, украшенной фигурками слонов, были подвешены три кольца и медальон с Девой Марией и младенцем-Христом, а под ними крепился второй медальон, с изображением тернового венца и трех гвоздей с креста Спасителя. Появление рыцарского ордена, учрежденного королем Дании Кристианом I не позднее 1457 года, было, вероятней всего, инспирировано существовавшим в то же время бранденбургским Орденом Лебедя — об этом свидетельствует как схожесть символики двух наград, так и структура самого братства рыцарей. В пользу этой версии говорит и то обстоятельство, что и супруга Кристиана I, королева Доротея, сама была родом из Бранденбурга».
Несмотря на то, что в первоначальном дизайне орденского знака слон является отнюдь не центральной фигурой, присутствие его совсем не случайно. С древнейших времен слон олицетворяет мудрость, справедливость, великодушие и другие благородные качества, и в Дании изображение этого животного часто встречается в старинных гравюрах и произведениях искусства, нередко насыщенных аллегориями. Окончательный вид орден Слона получил в 1693 году, во времена правления короля Кристиана V: число аксессуаров дополнила золотая цепь, составленная из слоновьих фигурок. Согласно статуту, орден Слона запрещено носить с другими наградами, а в праздничные дни полагается носить его не на ленте, а на цепи. Другой важной особенностью является то, что орденские знаки — собственность датской короны и после смерти награжденного или в случае лишения его чинов подлежат возвращению в Копенгаген: «Это очень древняя традиция, характерная для старинных рыцарских орденов — число его членов в каждый данный момент времени было ограниченным. Количество орденских знаков соответствовало числу носителей, и когда рыцарь умирал, его награда использовалась повторно в церемонии посвящения нового члена братства. Обычай этот сохранился до наших дней, несмотря на то, что лимита кавалеров ордена Слона уже не существует», — говорит архивариус Нильс Бартольди.
К этому надо добавить, что нередко награды возвращаются в Капитул Ордена весьма потрепанными. Повреждения ордена получают в результате ударов о сабли и детали королевских экипажей. И, несмотря на то, что наиболее подверженные истиранию части ордена покрывают белым золотом, последствия ношения впечатляют: царапины и трещины на эмали, съехавшая набекрень башенка, а сам слоновий погонщик нередко бывает лишен своей золотой палочки. Кропотливую работу реставраторам облегчает то обстоятельство, что знак ордена разборный и состоит из 15 деталей, скрепленных гайками и винтами. После реставрации и полировки орден Слона выглядит как новенький и отправляется в хранилище в ожидании очередного владельца.
Кого же удостаивают этой королевской награды? Статут ордена неоднократно пересматривался, и если сперва им награждали отличившуюся в служении королю высшую знать обоего пола, то во времена Кристиана V членство в ордене было ограничено правящим монархом, принцами крови и тридцатью рыцарями. С 1850 года орден стал еще более эксклюзивным и вручается лишь членам королевской семьи и главам иностранных государств. Из датчан незнатного происхождения высшей национальной награды удостоились лишь четверо, одним из которых являлся известный физик Нильс Бор: «Помимо членов королевской семьи, единственным ныне живущим датским кавалером ордена является 94-летний миллиардер и меценат Мерск Мак-Кинни Меллер. Будучи рыцарем ордена Слона первого класса — а иного ранга у этой награды просто не бывает, он имеет право предварять свое имя и фамилию титулом «Его Превосходительство». Кстати говоря, это та самая ранговая система, аналогичную которой в России ввел царь Петр I и которая использовалась до 1917 года».
— А были ли в числе награжденных орденом Слона россияне?
— Да, и довольно много. Одним из первых российских кавалеров ордена Слона был царь Петр I — он получил эту награду в 1713 году. После того же, как датская принцесса Дагмар вышла замуж за Александра III, связь между датским и российским монархическими домами еще более укрепилась.
Из удостоенных датского ордена россиян особо следует упомянуть российского фельдмаршала, князя Василия Долгорукова. Орденский знак его пришлось вернуть в Данию в 1719 году, поскольку вельможа этот оказался замешанным в деле царевича Алексея. Однако в 1726 году, уже после смерти Петра I, Долгорукова вернули ко двору, и в том же году состоялось его вторичное награждение орденом Слона. Но и второй орден через 6 лет вернули в Копенгаген, так как фельдмаршала разжаловали и отправили в ссылку. Через десять лет князь Долгорукий в третий раз получил датскую награду, которая с этого времени оставалась у него уже до самой смерти.