Хотя Владимир Путин не во всем похож на Деда Мороза, он преподнес России неожиданный новогодний подарок. Вместо ястреба, который легко мог бы вылететь (особенно после жестко проведенных парламентских выборов) из его праздничного мешка в форме его преемника на мартовских президентских выборах президента, - ястреба, которому уже многие подыскивали оправдания, или даже вместо самого себя, что было бы хоть и не конституционно, но все-таки чуть лучше, стабильнее, чем злобная птица, российский Дед Мороз предложил населению страны если не белого голубя, то хотя бы вполне съедобную птицу. Собравшись в кружок, элита страны отреагировала на это шумными (в какой-то степени лицемерными) аплодисментами. К этим аплодисментам искренне присоединилась и значительная часть мирового содружества.
Преемник Путина, Дмитрий Анатольевич Медведев, возможно, в самом деле заслуживает аплодисментов. Молодой 42-летний юрист из ленинградской профессорской семьи, где, несмотря не нехватку денег, покупали много книг, удивляет нас даже не столько тем, что он уже сделал, находясь в команде Путина, сколько своими живыми человеческими глазами. За последнее время мы привыкли видеть на экране телевизора оловянные глаза силовиков и бюрократов. В известной мере они были даже пострашнее старческих слезящихся глаз советского руководства, потому что, если у советского руководства все было в прошлом, оловянные глаза хотели стать будущим страны. Это именно люди с оловянными глазами настолько затянули гайки, освобождая население страны от свобод и еще не достаточно зрелых навыков перестроечной демократии, что, в конце концов, гайки не выдержали, и телега российской государственности понеслась со скрежетом, без тормозов, пугая европейских соседей, не в сторону желанного властями порядка, а в сторону пропасти.
Осознал ли Путин, что национализм, имперские амбиции, лицемерие, циничные спецоперации превращаются в норму жизни? Или, делая выбор в пользу Медведева, он руководствовался, скорее, вопросом своей безопасности, зная, что порядочный человек его никогда не сдаст? На эти вопросы сейчас нет готовых ответов. Ясно, однако, что, выбрав своего младшего друга, «Диму» Медведева, он дал России ту самую «луковку», о которой писал Достоевский, ухватившись за которую, можно выбраться из беды. А можно и не выбраться. Как повезет.