Россия и Польша подписали соглашение, отменяющее запрет на импорт в Россию польского мяса. Он был введен в ноябре 2005 года - Россия обвинила Польшу в нарушении санитарных норм, а также в реэкспорте мяса, закупленного в третьих странах. В ответ польские власти блокировали начало переговоров между Россией и Европейским Союзом о заключении нового соглашения о сотрудничестве и партнерстве. Теперь польское мясо возвращается на российский рынок, положение на котором определяют сегодня куда более значимые факторы.
К моменту введения запрета в Россию из Польши поставлялось примерно 8 тысяч тонн мяса птицы, около 4 тысяч тонн свинины и одной тысячи тонн говядины, отмечает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина: «В целом доля Польши не превышала 0,5% всего объема импорта мяса в Россию».
Импорт растет и сокращается
В 2006 году доля импорта в трех главных сегментах рынка мяса – говядине, свинине и мясе птицы – составила в России 31-32%. В 2004 она не превышала 29%. Рост доли импорта налицо. Тем не менее, по рынку в целом, если считать и все мясопродукты, включая колбасы, сосиски и т.п., эта доля, наоборот, сокращается. По оценкам аналитиков инвестиционной компании «Ренессанс-Капитал», общий мясной импорт составляет ныне примерно 25% потребления, тогда как в 2003 году его доля превышала 30%.
Доля мясного импорта в целом сокращается примерно на один процентный пункт в год, отмечает Наталья Загвоздина из «Ренессанс-Капитал». Если потребление мяса в стране растет, а его импорт ограничен квотами, то доля импорта с каждым годом сокращается. «По нашим прогнозам, к 2011 году доля импорта мяса может сократиться примерно до 20% от его общего потребления в России», - говорит Загвоздина.
На сегодня доля всех стран Европейского Союза в общем объеме российского мясного импорта составляет 17-18% - по мясу птицы, по свинине - 43-45%, говядине - 47%. При этом даже установленные для Евросоюза квоты на импорт мяса в Россию выбираются европейскими поставщиками не полностью. Так, по мясу птицы квота ЕС - 18%, что почти совпадает с реальными объемами поставок. По свинине квота ЕС – 50% от всего российского импорта в этом сегменте, а реальные поставки, по оценкам компании «Ренессанс-Капитал», до этой цифры не дотягивают. Но самый большой разрыв – в говядине: квота ЕС – 78%, а реально – менее 50%. И этот разрыв, очевидно, будет только увеличиваться.
Одна из причин – в структуре самого европейского рынка говядины. На нем все острее не хватает более качественных продуктов, на которые и растет спрос, но при этом – избыток продуктов более простого уровня переработки, на производство которых в основном ориентированы многочисленные компании из стран Центральной и Восточной Европы, вступивших в ЕС недавно. Вот почему в последние пять лет подряд импорт говядины в ЕС превышает объем ее экспорта из Европы. На сегодня, по данным экспертов Европейской комиссии, - уже вдвое. Кстати, подобные диспропорции структуры спроса и предложения будут все больше проявляться и на российском рынке мяса говядины.
Но квоты – это еще не весь мясной импорт в Россию, напоминает Наталья Загвоздина, есть еще и «серый» импорт из стран СНГ, и то, что попадает в Россию просто в обход квот. В результате реальный импорт в тоннах оказывается больше, чем объем квот, официально разрешенных российским правительством. «В говядине, например, общий импорт практически в 1,5 раза превышает разрешенную квоту», - говорит Загвоздина.
Спрос и собственное производство
В 2007 году разрыв между приростом собственного производства молока в России и ростом внутреннего спроса на него, по экспертным оценкам, составит 1,5 раза, то есть рост спроса на молоко в стране (в первую очередь, на молочные продукты) наполовину опередит рост его предложения.
На рынке мяса, однако, о таком разрыве говорить не приходится, отмечает аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Андрей Никитин. В течение последних двух лет, с началом национальных проектов в сельском хозяйстве, производства мяса всех видов увеличилось в России приблизительно на 15%, тогда как весь российский рынок мяса вырос лишь на 12,5%. За эти же два года, продолжает Никитин, инвестиции в сельское хозяйство выросли примерно в 10 раз, и сегодня в стране строится около 2 тысяч новых животноводческих комплексов.
По оценкам «Уралсиб», все эти меры могут привести к сокращению доли импорта мяса птицы, свинины и говядины с 32% в 2006 году до 27-28% - к 2010 году. Тем не менее, продолжает Никитин, российские переработчики предпочитают импортное мясо прежде всего из-за его более низкой стоимости, а также потому, что оно более подготовлено к переработке. Сегодня Россия импортирует примерно 40% всего потребляемого в стране мяса птицы, 24% - говядины и около 20% мяса свинины.
Скорее всего, объемы государственной поддержки российских сельхозпроизводителей возрастут в ближайшее время - в преддверии вступления России в ВТО, полагает Никитин. На сегодня, по его оценкам, российское государство компенсирует им лишь 2% себестоимости производства мяса, тогда как эти компенсации в Европейском Союзе составляют 25%, а в США – почти 40%.
«Вряд ли можно говорить о том, что поддержка государства окажется наиболее существенной в каком-то одном из трех главных сегментов мясного рынка (мясо птицы, говядина и свинина), но производство говядины явно будет для государства приоритетом еще и по той причине, что в стране ощущается острая нехватка молока».
То, что в России, как, впрочем, и во многих других странах, в последние год-два обнаружилась значительная нехватка молока, покупатели могли убедиться по неоднократно обновляемым в магазинах ценникам на молочные продукты...
Цены на зерно и рынок мяса
В 2007 году мировые цены на зерно выросли вдвое. При этом известно, что в среднем для производства 1 кг говядины необходимо 8 кг зерна. Дорожает не только зерно, но и практически все сельскохозяйственные продукты.
В наиболее уязвимом положении из-за роста цен на зерно оказывается именно производство говядины, соглашается Наталья Загвоздина. Для производства 1 кг свинины нужно втрое меньше зерна разных сортов - примерно 2,4 кг, а для 1 кг мяса птицы – менее 1,3 кг зерна. При этом на комбикорма приходится 50—70% всей себестоимости любого из трех основных видов мяса. Конечно, рентабельность его производства падает, говорит Загвоздина, но производители могут переложить часть повышения собственных затрат на конечного потребителя. Скорее всего, цены и дальше будут расти.
«В 2007 году цены на курятину в России выросли примерно на 10%, свинину – на 15%. Конечно, они не росли так же стремительно, как дорожало зерно, поэтому мы ожидаем, что рентабельность производителей пострадает».
Скорее всего, можно ожидать увеличения объемов импорта свинины в Россию, отмечает Андрей Никитин. Резкий рост цен на зерно привел к росту цен на комбикорма, которые подорожали в России в 2007 году на 20-30%. «В такой ситуации до трети свиноводческих хозяйств России могут просто уйти с рынка, если они не смогут защитить себя от нового подорожания комбикормов». Те же проблемы обостряются и в производстве мяса говядины, полагает эксперт, здесь также прослеживается тенденция к увеличению доли импорта.
Что касается производства мяса птицы в России, эта отрасль, по оценкам «Уралсиб», может выдержать новый уровень цен. Доля зерна в общей структуре корма для птиц не превышает 25%. При этом в более выгодном положении оказываются крупные вертикально интегрированные холдинги, в состав которых входят подразделения по выращиванию зерна и производству комбикормов. «В целом мы ожидаем, что в 2007 году рост производства мяса птицы в России составит примерно 18-20%», - прогнозирует Андрей Никитин.
Урожай зерна в России в 2007 году составил 81,5 миллиона тонн, заявил в минувшую среду министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Это почти на 3 миллиона тонн больше, чем годом ранее. По оценкам министерства, около 12 миллионов тонн зерна из нового урожая Россия может экспортировать. Именно таким был ежегодный российский экспорт зерна в среднем за последние 5 лет...