Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Тихомиров: "Год был довольно успешным"


Владимир Тихомиров
Владимир Тихомиров

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Андрей Шароградский.

Андрей Шарый : Итоги развития экономики в России подводит сегодня в специальном интервью Радио Свобода старший экономист финансовой корпорации «Уралсиб» Владимир Тихомиров. С ним беседовал мой коллега Андрей Шароградский.

Владимир Тихомиров : Год был довольно успешным. Я не могу сказать, что он был особо выдающимся, хотя по численному показателю роста экономики, как рост валового внутреннего продукта, мы вышли на темпы роста, которых мы не видели с 2000 года. Напомню, что 2000 год – это год был послекризисный, тогда мы просто восстанавливались после кризиса. А так, если брать стабильные годы, то, наверное, где-то с 60-х – начала 70-х годов прошлого века, еще с советского времени. Почему я говорю, что он был все-таки не совсем успешный, потому что второй очень неприятный случился момент в этом году - это существенный разгон инфляции. В начале 2007 года инфляция у нас падала, и к марту мы достигли самого низкого значения инфляции в годовом выражении за все постсоветское время. После этого инфляция стала опять расти, и к концу года мы опять вышли на уровень инфляции, который был три года назад. Во многом этот инфляционный всплеск весной 2007 года был связан с ростом цен на продовольствие, прежде всего, на свежие овощи и фрукты, и во многом отмечался на продуктовых рынках, что Росстат связывал с административными действиями властей, направленными на легализацию рабочей силы, в том числе и продавцов на розничных рынках, продуктовых рынках. Затем этот инфляционный небольшой всплеск во много уже как бы к осени стал угасать, но тут произошла такая коррекция цен на мировых рынках, продовольственных цен, и мы увидели в сентябре, октябре, ноябре разгон инфляции.

Андрей Шароградский : То, что в стране оказалось очень много денег, которые, прежде всего, приносит продажа нефти, экспорт нефти, это не могло быть существенным фактором для разгона инфляции, о котором вы говорите?

Владимир Тихомиров : Вы знаете, это тот фактор, который сейчас начинает действовать. Действительно, в стране много денег, особенно в 2007 году у нас был огромный приток денег в страну не только за счет продажи сырья, энергоресурсов, но в том числе и за счет инвестиций. Когда мы говорим про денежные процессы, там существует определенный разрыв между приходом денег и их реальным инфляционным давлением где-то порядка от 3 до 9 месяцев. Так что, где-то к концу 2007 года и, возможно, в первой половине 2008 года мы будем ощущать эффекты вот этого денежного всплеска 2007 года.

Андрей Шароградский : В состоянии экономика России сейчас осваивать вот эти средства, которые вкладываются в нее?

Владимир Тихомиров : Если брать с точки зрения фундаментальной, с точки зрения производства, существует огромная потребность в инвестициях, в закупке нового оборудования, модернизации. Другое дело, что закупка оборудования или построение новых завод само по себе не способно увеличить экономический рост, для этого требуется еще не только создание формально новых рабочих мест, но и привлечение квалифицированных рабочих. С точки зрения как бы человеческого фактора, здесь у нас определенное отставание имеется. Причем человеческий фактор не только на уровне рабочих, но и на уровне управленцев – директоров, менеджеров.

Андрей Шароградский : Наличие такого большого стабилизационного фонда, который сейчас накоплен в России, это благо или все-таки вред для экономики? Ведь это тоже источник возможной очень высокой инфляции.

Владимир Тихомиров : Роль стабилизационного фонда двояка. С одной стороны, играет очень важную роль в борьбе с инфляцией, потому что если бы его не было, то эти бы деньги правительство, которое фактически накапливало в качестве профицита, то есть незапланированных доходов бюджета, вынуждено правительство было бы в какой-то период времени тратить. Фактически эти бы деньги шли в экономику, накачивали бы экономику деньгами, в том числе за счет повышения зарплат, часто необоснованных. Естественно, это бы приводило к увеличению цен. Потому что появилось бы больше денег в качестве зарплаты, естественно, цены бы на это реагировали. Вторая роль стабилизационного фонда – в создании финансовой подушки под финансовую систему, которая у нас есть. Стабилизационный фонд играет ключевую роль в обеспечении стабильности государственных финансов, и в итоге, поскольку стабилизационный фонд входит частью в золотовалютный резерв страны, он играет существенную роль и в обеспечении стабильности национальной валюты.

Другое дело, что если смотреть стратегически, то, конечно, деньги, которые оседают в стабилизационном фонде, не обращаются в экономике. Как раз это деньги, которые отложены. Они, в принципе, при другом стечении обстоятельств могли бы играть на экономический рост, на создание новых рабочих мест.

Андрей Шароградский : Как вы считаете, какими антиинфляционными мерами все-таки будет пользоваться правительство?

Владимир Тихомиров : Правительство оказалось перед фактом, фактом очень высокой инфляции. Все это проходит на фоне и избирательных кампаний, и планов правительства по улучшению качества жизни и доходов населения. Правительство последовало, в общем, на мой взгляд, не совсем верным путем, потому что оно занялось администрированием – администрированием цен, указанием торговым сетям, какой ассортимент они обязаны иметь, до какого предельного уровня цен они обязаны его продавать, что, в принципе, наверное, не очень правильный путь. Это антирыночный путь, это путь, который, если его развивать дальше, по логике, то он фактически приведет к восстановлению системы такого государственного контроля за ценами.

XS
SM
MD
LG