Тамара Ляленкова: Телевизор как повод для семейной ссоры – тема, можно сказать, традиционная, но до сих пор актуальная. Даже в советский период, когда выбор был невелик, возникали бурные разногласия, особенно во время трансляции футбольных и хоккейных матчей. Сегодня же телеаудитория – это не просто зрители, это еще и будущие избиратели, и потенциальные покупатели. И эти два аспекта, несмотря на то, что женщины чаще, чем мужчины, смотрят телевизор, ориентируют каналы на наиболее платежеспособную и активную часть населения – на мужчин. Яркий тому пример – канал РЕН ТВ, который в этом году определил свою целевую аудиторию как мужскую в возрасте от 25 до 54 лет.
Я встретилась с руководителем пресс-службы канала Антоном Назаровым.
Антон Назаров: Это не значит ни в коем случае, что канал больше не рассчитывает на женскую аудиторию. Речь идет о том, на кого ориентирован наш праймтайм и основные проекты. Мы решили развивать это направление, поскольку оно, в первую очередь, интересно рекламодателям как людям, которые ориентированы на тех, кто принимает решения, с одной стороны, а с другой стороны, способен платить за те товары и услуги, которые они рекламируют. Соответственно, все это мы стараемся воплотить на РЕН ТВ, в первую очередь в верстке, в программировании в праймовой части нашего вещания, то есть с 19 до 00 часов. И, соответственно, таким же образом ориентируется и сетка вещания выходных дней. Тем не менее, суббота и воскресенье в меньшей степени сориентированы по гендерному принципу. Потому что все-таки суббота и воскресенье – это традиционно время семейного просмотра, поэтому мы стараемся показывать семейные программы, которые смотрят все.
Тамара Ляленкова: Что пришлось кардинально поменять?
Антон Назаров: Было проведено глубинное социологическое исследование на фокус-группах, которые представляли нашу аудиторию, интересы мужчин 25-54, и на основе этих пожеланий мы старались каким-то образом даже поэкспериментировать в первой половине этого года. Кардинальных изменений никаких не произошло, просто сетка стала более сбалансированной по времени и по той аудитории, которая в конкретное время смотрит телевизор.
Тамара Ляленкова: Какие пожелания были у ваших зрителей, то есть каков круг интересов у мужчин?
Антон Назаров: Ну, мужчины разные, если мы говорим про праймтайм, и смотрят они разные вещи. И разные мужчины в разное время приезжают домой. Поэтому мы оставили новостную часть. Опять же еще один основной праймовый проект - «Солдаты» - тоже остался в 21:00, в общем, в то время, когда его привыкли смотреть. В 20:00 слот стал посвящен мужским сериалам. В значительно большей степени ориентированный на мужскую аудиторию в 23:00 «Вечер с Тиграном Кеосаяном» - 62 процента мужской аудитории и 38 процентов женской. Тут важно заметить, что даже женские программы у нас выстроены по мужской логике. Это позволяет женщинам, смотрящим эти программы, лучше, может быть, понять мужчин. Это очень важно хотя бы даже с социальной точки зрения, потому что сейчас не очень комфортная ситуация в семейной жизни, прямо скажем.
Тамара Ляленкова: Но известно, что мужчины и смотрят иначе, то есть они видят по-другому, картинка для мужчины должна быть иная, нежели для женщин. И, наверное, вы это тоже как-то учитываете. Или нет?
Антон Назаров: Конечно, для мужчины картинка первична. Если говорить об особенностях телесмотрения, то женщины – это в основном фоновое телесмотрение, то есть телевизор зачастую выполняет функцию радио, а мужчины в основном сосредоточены на картинке, более того, картинка первична. Из-за этого мужчины очень часто переключают программы. Поэтому, естественно, акцент делается на то, чтобы были какие-то смысловые пики, которые позволят остановиться как раз на наших программах. Что касается новостей, то это обычно лидеры мнений, которые появляются на экране, соответственно, они уже сами задерживают на себе взгляд, либо это какой-то новый ведущий, либо опять же новое оформление. Это очень важно для мужчин – то, как выглядит канал.
Тамара Ляленкова: Что касается ведущих, вы учитываете гендерный момент?
Антон Назаров: Да, конечно. У нас есть прежде всего профессиональные ведущие, которым доверяют. Известно, что женщины, прямо скажем, не всегда доверяют женщинам-ведущим, а мужчины скорее доверяют мужчинам ведущим, и даже если в эфире женщина, то женщина должна быть такой, которая внушает доверие. У нас такая есть, Татьяна Лиманова. И в основном у нас ведущие спортивных, например, новостей – женщины.
Тамара Ляленкова: Ну, это такой немножко глянцевый ход или нет?
Антон Назаров: Нет, глянца как раз здесь минимум. Здесь прежде всего женщина такая, как она есть, какая она может быть, насколько она умна, красива, оперативно реагирует на ситуацию. Та же Маша, например, мастер спорта по автоспорту - нестандартная женщина, которая явно мужскими делами занимается, но на самом деле именно такие женщины дают возможность мужчинам и поверить, и довериться, и смотреть программу «Формула-1». Самая, наверное, мужская программа, 70 процентов мужчина смотрят. Вообще, если есть глянец у нас на канале, то это в программе «Частные истории». Там женские проблемы подаются через мужскую призму. Потому что мужчин это тоже касается, мужчины приходят сейчас ко многим женским занятиям, хочется выглядеть симпатичным, красивым, молодым. То есть то, что интересно и мужчинам, и женщинам.
Тамара Ляленкова: Это с одной стороны. С другой стороны, женщины в современном, в том числе, и деловом мире занимают все более активные позиции, а потому мелодрама, как любимый телевизионный жанр, переходит в разряд второстепенных. О том, как сегодня представлена женская тема на российских телевизионных каналах, я попросила рассказать Ларису Кривцову, занимавшую должность директора дневного вещания ОРТ.
Лариса Кривцова: Женская тема меня интересует давно, и попытки к ней приблизиться начались лет 10 назад, когда я сделала пилотный выпуск, который назывался «Женская территория». Он был еще до момента появления «Женского взгляда» Оксаны Пушкиной. Мне хотелось сделать программу, в которую приходили бы не просто тетки, рассказывающие о том, какие проблемы произошли в их семье, а приходили серьезные женщины, которые понимают процессы, происходящие в обществе, которые занимаются политикой, занимаются бизнесом, и в то же время остаются женщинами и могут рассуждать абсолютно на любые темы. Потом, что понимать под успехом? Это занимаемая должность, это количество денег?..
У меня есть рубрика, которая называется «Встань и иди», где я рассказываю о женщинах, никому не известных, можно сказать, что они не успешны, потому что они инвалиды, но в них такая сила духа! Вот в Новокузнецке Елена Прокина – женщина, которая в детстве перенесла неправильную операцию, ей сделали, и она оказалась без ног. То есть ноги маленькие, и она не движется, она передвигается только на коляске. И вот эта женщина, которая никому была не нужна, никому не известна, которую воспринимали просто как инвалида, так же как и многие мои героини, решила доказать, что и таким в жизни все удается. Первое, о чем она мечтала, это родить детей. А женщины в таком положении, на коляске, они не могут. Причем мужчины тоже на таких женщин не падки. Она сама журналист, написала о себе статью, и нашелся какой-то мужчина, то ли у него сердце было хорошее, то ли у него были какие-то меркантильные интересы (сейчас я про это не буду говорить), но она вышла замуж за него, и у нее родился первый ребенок. И врачи не хотели, чтобы она рожала. И каково же было их удивление, когда через год ее привезли на коляске беременной вторым. Она родила двоих детей. После этого она сказала: «Я должна эту семью всю содержать, я должна выстроить себе бизнес». Потому что тот мужчина, который был рядом, он не мог этого сделать. Она поехала в Москву, в Госдуму, она три месяца стояла возле дверей Госдумы, пытаясь найти людей, которые помогут ей, инвалиду, получить разрешение на открытие бизнеса. И она этого добилась. Стала достаточно успешной женщиной. В какой-то момент, когда она ходила по этим коридорам власти… ходила… ездила на коляске, добивалась, чтобы ее семья могла жить нормально, - ее муж ушел от нее к другой женщине, к нормальной. И вот какова сила этой женщины, которая, понимая, что ее детям когда-то придется остаться одним, потому что она еще к тому же была тяжело больна, она установила контакт с этой семьей, она стала содержать и свою семью, и ту. Правда, был момент, когда она кричала, она рассказывала: «Ночью я так плакала, потому что не могла пережить этого предательства». Вот мудрость и стойкость этой женщины просто меня потрясла. Она умерла. А дети маленькие остались, старшему 12 лет. Но она выстроила всю свою жизнь для того, чтобы отец их сейчас не оставил, потому что она ему дала возможность кормить и ту, и другую семью.
Я сняла 17 фильмов про таких женщин. Это тоже такой своеобразный знак протеста против пошлости и дебилизации.
Тамара Ляленкова: А ваш собственный женский интерес откуда? Это какие-то личные предпочтения, личный опыт?
Лариса Кривцова: Я очень много работала в мужском коллективе, и, в общем, телевизионный коллектив, особенно там, где топ-менеджмент, это в основном мужчины. И по первости я была, в общем, единственной женщиной среди 17 мужчин, которые рулили и рулят Первым каналом. И всегда я ощущала, что, с одной стороны, они воспринимают тебя как партнера, а с другой стороны, все равно оставляют за собой право посмотреть на тебя чуть сверху и сказать, что ты – женщина и что-то в этом не понимаешь. Потому что есть такое отношение у наших мужчин, что хорошая женщина – это красивая женщина, которая является дополнением к его умной голове, красивому костюму, и что она гораздо успешнее будет, если она будет являться таким приложением. В какой-то степени это может быть, и часть женщин это устраивает. Но существует небольшая часть, но она существует, женщин, которые не хотят быть этим приложением, и мне, как одной из них, захотелось их показать, представить. У них интересный мир.
Но как-то не принято в средствах массовой информации показывать нормальных баб. Это вот даже как-то неприлично. А все женские журналы и все женские программы – это для тех, которые немножко играют в эту жизнь, в эту светскую историю, вот они другие, они гламурные. Но я не хочу быть гламурной и не хочу делать про гламурных теток. Хочу про нормальных. Протест. Я не скажу, что это правильно, но я чувствую, что время гламура уходит. Я чувствую, что приходит время нормальных, внятных, образованных людей. Интеллигентная женщина, она еще не вымерла. Она ездит в метро, она преподает в школе, она лечит заболевших людей, ее волнуют вопросы воспитания. Это простая, думающая женщина.
Тамара Ляленкова: Итак, телевизионная картинка очень наглядно демонстрирует принятые в российском обществе стереотипы: к женской теме относится все, что связано с семьей, к мужской – проявления жизни внешней, политической и деловой. И поскольку мужчина больше зарабатывает и легче тратит деньги, то рекламодатели в качестве телезрителя предпочтут именно его, а это значит, что телевизионный эфир будет по-прежнему ориентироваться на мужскую аудиторию. Об этом в сегодняшней передаче говорили руководитель пресс-службы канала РЕН ТВ Антон Назаров и Лариса Кривцова, ОРТ.