Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие обозреватели Радио Свобода Андрей Шарый, Коба Ликликадзе.
Андрей Шароградский: В Грузии в последний день перед назначенными на субботу досрочными президентскими выборами запрещена любая агитация. Власти республики отказали оппозиции в возможности проведения 6 января, сразу же после голосования, митинга в центре Тбилиси.
В президентских выборах в Грузии принимают участие семь кандидатов, однако, по мнению наблюдателей, только у троих из них есть шансы на успех: у бывшего президента страны Михаила Саакашвили, у представляющих разные секторы оппозиции Левона Гачечиладзе и Бадри Патаркацишвили.
С вопроса о том, с какими результатами соперники пришли к финишу избирательной кампании, мой коллега Андрей Шарый начал беседу с известным в Тбилиси политическим аналитиком, обозревателем грузинской службы Радио Свобода Кобой Ликликадзе.
Коба Ликликадзе: Есть социологические опросы, которые проводит украинский социологический аналитический центр "Общеевропейское дело", которые показывают, что у Гачечиладзе 30 с лишним процентов, потом идет Бадри Патаркацишвили, потом Михаил Саакашвили. Это опросы, проведенные где-то в период с 20-22 декабря. Потом был опрос, который показывал, что у Саакашвили 50 процентов. Доверие к одной организации, как и к другой организации, ни у оппозиционной партии, ни у проправительственных сил нет. Есть какие-то потом опросы социологические, которые проводит, допустим, какая-нибудь газета. Каждый кандидат говорит о том, что он побеждает. Общей картины нет. Социология и выборы президента Грузии, они как-то находятся по разные стороны баррикад.
Андрей Шарый: Насколько, по мнению независимых экспертов, оправданы заявления лидеров оппозиции, которые заранее говорят о том, что будут сфальсифицированы? Есть доказательства этому?
Коба Ликликадзе: Знаете, есть некие доказательства предвыборной кампании - использование административного ресурса Саакашвили. Но я не могу сейчас однозначно сказать, есть ли такие достоверные факты о том, что, допустим, сторонники Саакашвили хотят сфальсифицировать выборы или, допустим, напротив, что представители оппозиции собираются 5 января напасть на участки.
Андрей Шарый: Как проводит свою избирательную кампанию Бадри Патаркацишвили, который, как известно, находится вне территории Грузии: то он снимал свою кандидатуру, потом в последний момент снова решил баллотироваться. Что канал "Имеди" показывает, который принадлежит или косвенно принадлежит Патаркацишвили?
Коба Ликликадзе: Журналисты телекомпании "Имеди" заявили о том, что они закрывают вещание, пока Бадри Патаркацишвили не снимет или кандидатуру, или не отдаст полностью правление медиа-холдингу. Так что на "Имеди" сейчас просто пустота. В других телекомпаниях просто идут записи интервью Патаркацишвили. Для него тоже пространство телевизионное не закрыто. Функционируют его штабы, хотя раздаются голоса о том, что разных представителей этих штабов в регионах допрашивает полиция, и что на них производится нажим со стороны властей.
Андрей Шарый: Американская правозащитная организация Freedom House выпустила специальный отчет, где критикует Грузию за то, что Грузия съехала назад довольно с точки зрения стандартов демократии. В общем, об этом многие сейчас говорят. Как-то этот доклад замечен Грузией или нет?
Коба Ликликадзе: Можно сказать, что этот доклад был замечен очень слабо. Но нельзя не сказать, что это не было незамеченным. Представители правительства говорят о том, что не совсем это все объективно освещает ситуацию в Грузии, хотя не соглашаются в том, что после 7 ноября все-таки в сторону демократии был сделан шаг назад. Наоборот, оппозиция говорит о том, что это как бы поучительный пример для правительства, их это обнадеживает.
Андрей Шарый: Представители оппозиции заявили, что 6 января они собираются вывести своих сторонников на площади Тбилиси и других грузинских городов, несмотря на запрет властей проводить в этот день мероприятия какие-то. Чего ожидать 6 января?
Коба Ликликадзе: Представители правительства как бы опасаются того, что тут может быть дальнейшее обострение ситуации. Оппозиция говорит о том, что они будут праздновать свою победу. Они, представители объединенной оппозиции, я имею в виду сторонников Лева Гачечиладзе, убеждены в том, что их кандидат победит, они будут праздновать 6 января. У меня нет такого ощущения какого-то беспорядка или грядущего какого-то волнения в Грузии, хотя еще ничего не исключено, потому что оппозиция заявляет о том, что, если будут сфальсифицированы выборы, то они мобилизуют свои группы на каждом участке. Вот тогда что получится, сейчас очень сложно прогнозировать.