Ссылки для упрощенного доступа

Подследственный по делу ЮКОСа умирает в СИЗО


Теперь Василий Алексанян выглядит совсем не так: за два года в российской тюрьме он потерял зрение, заразился туберкулезом и умирает от ВИЧ-инфекции
Теперь Василий Алексанян выглядит совсем не так: за два года в российской тюрьме он потерял зрение, заразился туберкулезом и умирает от ВИЧ-инфекции



Российские правозащитники требуют немедленного исполнения российскими властями указаний Европейского суда по правам человека, который вынес уже три решения о необходимости госпитализации вице-президента НК ЮКОС Василия Алексаняна. На протяжении последних двух лет Алексанян, страдающий ВИЧ-инфекцией и сопутствующими прогрессирующими заболеваниями, содержится в следственном изоляторе. Его уголовное дело появилось в рамках большой кампании преследования бывших руководителей ЮКОСа.

Бывшего исполнительного вице-президента компании ЮКОС Василия Алексаняна арестовали в апреле 2006 года, вскоре после того, как он вернулся в компанию и начал представлять ее интересы в арбитражном суде, рассматривавшем банкротство ЮКОСа. По версии Генпрокуратуры, Алексанян виновен в присвоении или растрате денежных средств, легализации добытого преступным путем и неуплате налогов. Все два года, что шло следствие, Алексанян содержался в следственном изоляторе. О том, что он является носителем ВИЧ-инфекции, стало известно в сентябре 2006 года. Тогда же было вынесено заключение судебно-медицинской экспертизы, по которому Алексанян мог оставаться в СИЗО лишь при условии проведения ему высокоактивной антиретровирусной терапии. Но ее так ни разу и не провели. Говорит адвокат Василия Алексаняна Елена Львова: «Тяжелобольной, смертельно больной человек находится под стражей в течение почти двух лет, и каждый день его там нахождения граничит с пыткой. Мне скажут: ну, мало ли ВИЧ-инфицированных сидит в следственном изоляторе? Вот случай с Алексаняном - это особый случай, потому что это человек, которого можно шантажировать болезнью, которому можно сказать: а ты признай себя виновным, а ты дай показания на своих соучатников, и ты выйдешь на свободу… И такие попытки в отношении Алексаняна были».


В последний год здоровье Василия Алексаняна резко ухудшилось - он ослеп, у него появились новые заболевания, включая и туберкулез, которым он заразился в медсанчасти следственного изолятора. После обращения Алексаняна в Страсбург Европейский суд по правам человека 27 ноября прошлого года вынес указание Российской Федерации о немедленной госпитализации Алексаняна в клинику, специализирующуюся на лечении СПИДа и сопутствующих заболеваний. Однако это указание исполнено не было. Тогда 6 декабря европейские судьи вынесли второе решение. Теперь они указывали конкретные сроки госпитализации арестованного - не позднее 10 декабря, но и это решение осталось безответным. И 21 декабря 2007 года Европейский суд по правам человека в третий раз требует госпитализации Алексаняна, указывая при этом: «Если, - пишет Европейский суд, - истец умрет в случае несоответствующего лечения или его физическое состояние ухудшится по той же причине, суд соответствующим образом установит факт нарушения статьи второй и третьей конвенции - это статьи о праве на жизнь и о запрете пыток. И здесь ставится вопрос о назначении Европейским судом независимой комиссии, в состав которой должны войти независимые врачи со стороны государства и со стороны Алексаняна для того, чтобы провести объективное обследование его состояния здоровья. Российская Федерация не исполняет и третье решение Европейского суда, указав к тому же, что она и не будет комиссию создавать, потому что она не считает это целесообразным», - рассказывает Елена Львова.


В рамках дела ЮКОСа мнения и решения международных организаций, с которыми Россия обязалась сотрудничать, игнорируются не впервые. Так было, например, с резолюциями Парламентской ассамблеи Совета Европы по делу Ходорковского-Лебедева. Говорит адвокат Василия Алексаняна Елена Львова: «Фактически сейчас Российская Федерация расписывается в том, что она не выполняет международных соглашений. Это уже серьезный конфликт на политическом уровне, и я не понимаю, зачем идти на этот конфликт. Если этот человек не может даже дожить до того торжества правосудия, ради которого, как нам утверждают прокуроры, он и сидит. Как сказал Алексанян – “мне вынесен приговор без решения дела по существу, смертный приговор, и он приводится в исполнение”».


Сегодня российские правозащитники распространили обращение, в котором призывают власти исполнять взятые на себя обязательства в рамках международных соглашений. Они также требуют и немедленного изменения меры пресечения для Василия Алексаняна, которого и по российскому законодательству нельзя содержать под стражей - в связи с патологией органов зрения. Освободить Алексаняна из-под стражи требует и его адвокат: «Если власти его считают врагом, то это уже поверженный враг. Выше закона есть только право, выше права - справедливость, и выше справедливости - только милосердие. И вот руководствуясь сейчас ничем более, кроме как милосердием, я надеюсь на то, что я буду услышана, а мой подзащитный освобожден».


Теперь последнее слово за судьями Верховного суда России. 22 января они должны вынести решение относительно меры пресечения для Василия Алексаняна.


XS
SM
MD
LG