Петербургское издательство «Лимбус-пресс» открыло новую серию «Автобиографии современников» выпуском книги пианистки Полины Осетинской «Прощай, грусть». Эта книга — творческая биография успешной 32-летней исполнительницы, долгое время боровшейся с имиджем советского вундеркинда.
«Прощай, грусть» — это не обращение к названию знаменитой повести Франсуазы Саган, а те эмоции, которые Полина Осетинская испытала по окончании работы над книгой. Значительная ее часть посвящена отношениям с отцом, киносценаристом Олегом Осетинским, который по собственной методике создавал из девочки музыкального вундеркинда. Девочка не выдержала методов воспитания (которые довольно откровенно описаны теперь в книге) и сбежала, а через несколько лет стала настоящей звездой.
«Не секрет, что очень многие так называемые вундеркинды, к которым я себя никогда не причисляла, — говорит Полина Осетинская, — очень трагически либо заканчивают свою жизнь, либо заканчивают свое существование как творческой единицы. Моей задачей изначально было рассказать о том, что с человеком происходит после того, как он умирает как вундеркинд и становится обычным молодым человеком или молодой женщиной. Я, конечно, не хотела писать правду, мне казалось, что правду знать никому не нужно, просто это негуманно и бессмысленно — писать правду. А потом поняла, что писать ложь или изобретать себе красивую легенду гораздо более негуманно. А соображения о том, надо ли было рассказывать или не надо было рассказывать, ну, тогда не надо было вообще соглашаться писать книгу. История хороша только тогда, когда она истинна. Во всяком случае для человека, который не считает себя романистом. У меня не было мысли о назидании. Возможно, если кто-то в этом увидит назидание опосредованное, и кому-то это принесет пользу, ну, значит, книжка написана не зря».
Но печальное и поучительное все-таки не самое главное в книге. Книга — о музыке, о взрослении, о матери, о друзьях, об искусстве. Полина Осетинская не из тех академических музыкантов, которые всю жизнь играют один и тот же проверенный классический репертуар, и об этом она тоже пишет.
«Например, когда 10 лет назад мой друг Алексей Гариболь, замечательный пианист, придумал такую программу под названием "Серп и молот", которая шла 7 января и которая включала в себя "Аппассионату", изумительную, нечеловеческую музыку, "Песню о Сталине" Дунаевского и во втором отделении — пенсии из фильмов советских лет, я там исполняла "Аппассионату". И на тот момент как бы участвовать в самом этом проекте было проявлением некой гражданской смелости. Увидев на афише "Песню о Сталине", люди просто срывали афиши, писали там "Позор Гариболю!" и так далее. Но самым для меня рискованным стало, конечно, то, что Алеша в приказном порядке в финале концерта, на выходе всех участников, когда мы пели "Колыбельную" из "Цирка" просто выставил меня и сказал: "Пой". Вот это был смелый поступок», — говорит Полина Осетинская.
Последний по времени смелый поступок пианистки Полины Осетинской — автобиография под названием «Прощай, грусть».
Полина Осетинская «Прощай, грусть», «Издательство К. Тублина», 2008 год