Ссылки для упрощенного доступа

Борис Немцов создает новую демократическую коалицию


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.



Андрей Шароградский: Российская оппозиция планирует объединиться и создать новое демократическое движение. Об этом сообщают сегодня российские информационные агентства со ссылкой на одного из лидеров партии "Союз правых сил" Бориса Немцова. Немцов отметил, что создающееся движение должно быть не партийным, а представляющим интересы всех входящих в него групп. В качестве основы для объединения Немцов назвал СПС, а также "Яблоко", "Российский народно-демократический союз" во главе с Михаилом Касьяновым, "Объединенный гражданский фронт" Гарри Каспарова и лидера ликвидированной Республиканской партии Владимира Рыжкова.



Любовь Чижова: Инициатором объединения оппозиционных партий в новое демократическое движение выступил один из лидеров Союза правых сил Борис Немцов. Но в него будут принимать не только партии, которым так и не удалось договориться о выдвижении для участия в предстоящих выборах единого оппозиционного кандидата, но и все российские либеральные движения и организации. Именно поэтому одним из организаторов новой коалиции стал глава движения «За права человека» Лев Пономарев….



Лев Пономарев: Сейчас создана некоторая инициативная группа по созданию "Нового демократического движения" - будем его условно называть так, потом определимся, как более точно называть. Инициативная группа включила в себя... вот видите, я гражданский активист, я руковожу правозащитным движением, так и лидеров бывших партий, Володя Рыжков туда входит, так и там участвуют лидеры Союза правых сил и некоторые лидеры, но не само руководство, "Яблока". Мы считаем, что в России должно быть создано новое демократическое движение, объединяющее как можно шире людей демократических убеждений. Причем ясно, что объединяться надо в первую очередь не в какую-то жесткую партию, потому что многие относятся к партии скептически, а именно в рамках движения, общегражданского движения.



Любовь Чижова: Лев Александрович, примерно в это же время ваша коллега правозащитница известная Людмила Михайловна Алексеева говорит о создании гражданской коалиции в защиту Конституции...



Лев Пономарев: Я не хочу сказать, что мы готовы что-то узурпировать. Я вчера встречался с Людмилой Михайловной Алексеевой, другими правозащитниками, которым подробно рассказал о наших намерениях. Каждый может выбрать тот вариант участия в организационных структурах, которые сейчас предложены. Не будет большой беды, даже если будут существовать две структуры. Людмила Михайловна Алексеева и Сатаров, насколько я знаю... главную причину идеологического раскола ВГК определяла таким образом, что гражданские организации не должны участвовать в политике. Ясно, что я, например, так не считаю и, более того, я считаю, что гражданские организации, тем более правозащитные организации вынуждены участвовать в политике и участвуют в политике, но при этом они не борются за власть. И вот это движение, создаваемое, бесспорно, не будет ставить перед собой задачу бороться за власть, потому что это гражданская организация. Но не исключено, что на основе этого движения возникнет новая партия.



Любовь Чижова: Это был глава движения «За права человека» Лев Пономарев, который участвует в создании нового российского демократического движения. В состав этого объединения не войдут руководитель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева и глава фонда «Индем» Георгий Сатаров - они создают гражданскую коалицию в защиту Конституции. Не так давно Алексеева и Сатаров вышли из состава Всероссийского гражданского конгресса в знак несогласия с политикой его лидера Гарри Каспарова. О новой коалиции говорит Людмила Алексеева…



Людмила Алексеева: Коалицию мы решили создать потому, что опыт Всероссийского гражданского конгресса, который был создан четыре года назад для объединения в защиту прав человека сил неполитических общественных организаций и оппозиционных политических партий, оказался во многом неудачным. Сложности общения между неполитическим гражданским сообществом и партиями оказались очень существенными. Поэтому мы намереваемся создать новое объединение. Оно тоже будет основано на все-таки совместных усилиях по защите прав человека между неполитическим сообществом и оппозиционными политическими партиями, но на новых организационных условиях. Мы просто учли негативный опыт Всероссийского гражданского конгресса и постарались в новой организации эти опасные для такого сотрудничества разнородных сил моменты устранить. Мы касаемся политики, но в политике мы не участвуем, поскольку под политикой мы понимаем борьбу за власть, борьбу за продвижение своих кандидатов в какие-то законодательные органы, в исполнительные органы и так далее. Правозащитники этим не занимаются. Мы не участвуем сами в политике, но касаемся политики, потому что мы добиваемся честных выборов. Выборы - это политика, политические партии тоже протестуют против фальсификации выборов. Здесь мы с ними, можно сказать, действуем заодно. Но они действуют из одних соображений, они хотят прекратить фальсификации, чтобы продвинуть своих кандидатов, а мы отстаиваем принцип свободных и честных выборов, необходимых для нормального функционирования любой демократической системы.



Любовь Чижова: Повлияют ли новые объединения партийной и беспартийной российской либеральной общественности на развитие гражданского общества, рассуждает политолог центра «Меркатор» Дмитрий Орешкин…



Дмитрий Орешкин: Поскольку люди в стране живут в реальном мире, а реальный мир построен не на законах - закон что дышло, а на отношениях и на понятиях, то, собственно, и защита Конституции не очень важна для абсолютного большинства граждан, потому что они прекрасно знают, что твой жизненный конкретный вопрос они решат с помощью конверта с деньгами или нужных связей с нужными людьми, а вовсе не в виде апелляции к Конституции, к суду, который зависим от той же самой власти и так далее. Поэтому это, скорее, романтические теоретические рассуждения о необходимости защиты Конституции. Все как бы на теоретическом уровне соглашаются, что надо жить по закону, но когда речь идет о конкретных проблемах, все знают, как их следует решать. Причем здесь Конституция?



Любовь Чижова: А если вас позовут в эту коалицию, вы войдете в нее?



Дмитрий Орешкин: Не уверен. Я не думаю, что я готов тратить свое время на вот такого рода вещи. Если мне будет очевидно, что кого-то репрессируют (я, собственно, даже знаю, кого), и мы защищаем каких-то конкретных людей, я готовы выступить в поддержку, я готов участвовать в митингах, я готов подписывать письма. Заниматься этим профессионально я просто технически не могу. Я считаю, что у меня более важная есть функция, где я более востребован и более полезен для той же самой защиты Конституции. Все-таки я в большей степени аналитик. Поэтому, как и другие люди, я испытываю недоверие ко всякого рода общественным организациям. Возможно, это ошибка, но это привито мне всем жизненным опытом советского и постсоветского человека, и я предпочитаю общаться с тем же Георгием Сатаровым на личном уровне. Возможно, это глубокая травма, которая нам всем нанесена была, но я не могу преодолеть в себе недоверия и отвращения к разного рода общественным структурам, привитые еще в советскую эпоху.



Любовь Чижова: Говорил политолог центра Меркатор Дмитрий Орешкин.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG