Ссылки для упрощенного доступа

Дом, который построил Мутко


Где-то в этом здании есть и кабинет главного тренера сборной, без которого Гуус Хиддинк, как говорили, не мыслил свою дальнейшую работу
Где-то в этом здании есть и кабинет главного тренера сборной, без которого Гуус Хиддинк, как говорили, не мыслил свою дальнейшую работу

В Москве в присутствии высшего футбольного руководства мира открылся Дом футбола. В церемонии открытия приняли участие президент ФИФА Йозеф Блаттер, вице-президент УЕФА Мариос Лефкаритис и президент РФС Виталий Мутко, которые затем отправились на финальный матч Кубка Содружества в Санкт-Петербург, где их ожидал президент УЕФА Мишель Платини. По словам Мутко, с открытием Дома футбола открылась и новая эра в истории российского футбола.


На сайте РФС, где анонсировалось это событие, было сказано, что появление Дома футбола - это «очередной этап реализации Стратегии развития футбола в России, в рамках которой во всех уголках нашей страны строятся искусственные поля, создаются интернаты для обучения юного поколения футбольному мастерству, появляются научно-методические издания. Впоследствии в 6-этажное здание на Таганке переедут все российские футбольные организации и ассоциации, для которых созданы идеальные условия».


Перечисление пунктов стратегии развития футбола впечатляет, хотя, конечно, нельзя не признать, что открытие данного Дома из общего ряда несколько выбивается. Строительство полей, создание интернатов, выпуск литературы - все это шаги конкретные, имеющие очевидную практическую пользу. Но как поможет развитию футбола переезд руководства РФС из здания Олимпийского комитета на Лужнецкой набережной в собственный дом на Таганке? Понять трудно. Согласно официальной информации, на строительство Дома футбола пошло порядка 9 миллионов долларов, из которых 400 тысяч пришли по линии ФИФА. Обратимся к нашему постоянному эксперту, специалисту в области экономики спорта, профессору Роберту Воскеричяну.


- Стоила ли игра свеч?


- С экономической точки зрения, мне кажется, от этого российскому футболу будет ни холодно, ни жарко. Конкретным чиновникам польза будет. Что касается цифр, то можно было бы эти деньги потратить с большей пользой (мы знаем, что Виталий Мутко - поборник строительства полей, где только возможно). По самому грубому подсчету, можно было бы построить три, может быть, четыре десятка полей. Мне кажется, что это было бы более достойное размещение средств.


- А нужен ли вообще этот Дом футбола?


- Как пиар-проект, из соображений, на мой взгляд, ложно понятого престижа, видимо, нужен. То же самое, кстати, случилось в Киеве. Все его нахваливали, нахваливали, бешеные деньги были потрачены, но, судя по результатам и сборных, и клубных команд, в общем-то, особого прибытку нет. Уверен, что та же самая история произойдет в России. Вообще чиновничество, что российское, что украинское, что в любой другой стране, овладело в совершенстве искусством выдавать свои личные интересы за общественные. Я могу даже вспомнить историю, не связанную непосредственно с футболом. Буквально через несколько дней после успеха в Гватемале, когда сочинская заявка победила, главный российский олимпионик Леонид Тягачев о чем сказал? Первое, что ему пришло в голову, - нам нужно построить новое здание Олимпийского комитета: ведь людей, которые будут приезжать на проверку подготовки, как мы готовимся в Сочи, надо будет где-то размещать, где-то встречать, где-то с ними общаться, и так далее. Это общая болезнь бюрократии - построить что-нибудь такое помпезное, чтобы пустить пыль в глаза, а решение узловых вопросов оставить на потом.


Профессор Воскеричян вполне к месту вспомнил украинский Дом футбола, открытый в Киеве в ноябре 2006-го. Кстати, там строительство оказалось куда более затратным, чем в Москве, хотя, может быть, дело в источниках информации. Итак, обратимся к зарубежному опыту. Сказалось ли за прошедшие полтора года открытие Дома футбола на развитии самого футбола на Украине? Послушаем киевского обозревателя Максима Максимова:


По официальным данным, киевский Дом футбола в два раза дороже московского

- Оснащенный современной электроникой Дом футбола обошелся в 17 миллионов долларов. Большую часть этой суммы выделили ФИФА и УЕФА. Все вроде бы великолепно, но, к сожалению, как сказал один известный российский политик, «хотели как лучше, а получилось как всегда». Если раньше эта общественная организация была открытой и доступной для простых смертных, как, например, это происходит в Профессиональной футбольной лиге, то сейчас, чтобы добиться приема у чиновника Федерации футбола, необходимо сначала пройти собеседование со службой охраны, а потом перемещаться в здании по строго отведенному маршруту. Для этого, кстати, в скоростных лифтах предусмотрена блокировка некоторых этажей, на которых трудятся футбольные небожители. Ничего не поделаешь. Украина взбудоражена подготовкой к Евро-2012. Ее руководители, в том числе и футбольные, частенько поступают неадекватно.


Слова Максима Максимова, кажется, вполне соответствуют выводам Роберта Воскеричяна. Да и нет в этом ничего удивительного. Дом футбола в любой стране - не более чем статусный символ. Но важно отметить другое. К счастью для российского футбола, одним этим домом строительство не ограничивается. Так, в Москве строят свои стадионы «Спартак» и ЦСКА, в Санкт-Петербурге – «Зенит». Стадион - куда более дорогое сооружение, нежели небольшое офисное здание, но и пользы спорту приносит неизмеримо больше.



XS
SM
MD
LG