Ссылки для упрощенного доступа

Избиратели о предстоящих выборах президента России. Опрос Радио Свобода


Верящих в честность выборов 2 марта несколько меньше, чем неверящих
Верящих в честность выборов 2 марта несколько меньше, чем неверящих
Опрос общественного мнения был выполнен по заказу Радио Свобода сотрудниками Аналитического Центра Юрия Левады при участии компании InterMedia Survey Institute, США с 18 по 22 января 2008 года по общероссийской выборке, отражающей основные социально-демографические характеристики взрослого населения России старше 18 лет. Число опрошенных – 1600 человек. Опрос проходил в 45 регионах (146 точках опроса). Статистическая ошибка данных не превышает

±1,7%.
Этот опрос является частью цикла исследований, проводившихся в октябре, ноябре 2007 года и в январе 2008-го.



Разработка анкеты произведена сотрудниками InterMedia Survey Institute. Мнения о предстоящих выборах и электоральные предпочтения россиян накануне президентских выборов фиксировались на основе распределения ответов на следующие вопросы:

1. Уверены ли вы, что выборы в России проводятся честно?


2. От кого или от чего, на ваш взгляд, зависит, кто станет следующим президентом России?


3. Какое из следующих утверждений наиболее точно отражает Ваше намерение голосовать на предстоящих выборах?


4. Что побуждает вас участвовать в президентских выборах и голосовать?


5. Каких положительных последствий вы ожидаете от этих выборов президента?


6. Какую роль Владимир Путин будет играть в стране после предстоящих президентских выборов?





Абсолютное большинство опрошенных (76%) намерены участвовать в выборах президента России 2 марта. Как и в других избирательных кампаниях по выбору президента в России, активность нынешних потенциальных избирателей заметно выше, чем на думских. К президентским выборам россияне проявляют традиционно больший интерес, чем к парламентским. Возможно, это объясняется символической ролью президента – обладателя всей полноты власти в глазах населения. В общественном мнении именно он, а не парламент, находится над всеми остальными государственными институтами.



Сравнивая предполагаемые цифры явки, полученные в январе (76% - «скорее всего буду голосовать» + «совершенно точно буду голосовать») с аналогичными показателями октября (54%) и ноября (63%), можно оценить не только влияние пропаганды на общественное мнение, но и силу персонифицированного государственного патернализма в России.
Более того, тон ответов гораздо более решительный и определенный (40% заявляют, что «совершенно точно буду голосовать» (у остальных эта готовность выражена не столь категорично). Чаще и категоричнее высказываются в этом плане жители крупных городов (46% из них «точно будут голосовать», у москвичей такой ответ дали лишь 33%; в селе – 37%).
Уверенных в том, что они не придут на избирательные участки, всего 7% (17% не знают, будут ли участвовать в выборах или сомневаются, стоит ли это делать или смогут ли они по тем или иным причинам придти). Это означает, что в общественном поле сложилось четкое и однозначное по тону доминирующее мнение о не просто желательности, но и необходимости голосовать за указанного Путиным преемника.



Поэтому среди мотивов участия россиян в президентских выборах наиболее часто упоминается ответ «обязаны голосовать» (43%). Этот вариант ответа преобладает во всех социально-демографических группах, достигая наибольших значений в группах людей зрелого возраста (46% у людей старше 40 лет, то есть находящихся в последней фазе трудоспособного возраста и пенсионеров), жителей малых городов (до 100 тысяч жителей) и сел (46%). Это не просто проявление инерции или пассивное выполнение советского «чувство долга» - демонстрации лояльности власти, но и, безусловно, очень сильные надежды (их можно назвать также патерналистскими иллюзиям) на то, что государство, возглавляемое Медведевым в состоянии проводить сегодня политику повышения благосостояния, гарантированного обеспечения минимальных условий жизни для социально слабых групп. Репутация Медведева в качестве куратора национальных проектов в сильнейшей мере способствует распространению и укреплению этих взглядов и ожиданий. Но вместе с тем, сказывается также и отсутствие у людей - жителей социальной периферии - необходимых ресурсов для самостоятельного выхода из состояния бедности, хроническая зависимость от государства, лишь усиливающаяся в последние годы в результате краха и распада прежней советской системы медицины и социального обеспечения. Узость информационных горизонтов и ограниченность каналов информации, средств критического восприятия действительности, сопротивления пропаганде способствует сохранению и поддержанию подобных надежд и упований.
14% россиян пойдут на выборы, потому что считают, что в результате их что-то изменится к лучшему в их жизни. Такие надежды характерны в большей степени для жителей малых городов и сел, и мало распространены в богатой Москве (8%).
32% россиян пойдут на выборы для того, чтобы поддержать «кандидата, который им нравится»(16%) или «нынешний курс руководства России, курс Путина» (16%).
Чаще хотят идти на выборы именно для того, чтобы «поддержать своего кандидата», заявляют голосующие за КПРФ и ЛДПР. Это может свидетельствовать, с одной стороны, о протестном характере голосования сторонников этих партий. Такие настроения присущи прежде всего сторонникам коммунистов; бедным слоям населения, именно поэтому реже других поддерживают нынешний курс руководства те, кому «не хватает денег даже на продукты», а именно: только 10%. Но это может указывать и на вождистский характер структуры партии Жириновского, особом значении популистского демагога для слабо интегрированной и люмпенизированной среды.
На сохранении статуса кво чаще других настаивают молодые люди, наиболее приспособленные к современной жизни, более обеспечены различными ресурсами: в возрастной группе 25-39 лет таких 19%, в группе 55 лет и старше – 14%.
Однако, если сравнить парламентскую и президентскую избирательную кампании, то количество тех, кто шел голосовать, чтобы поддержать курс руководства, выросло в два раза – с 8% в ноябре 2007 года до 16% в январе 2008 года.




Касательно оценки честности предстоящих выборов, мнения населения поляризовались.



Количество тех, кто считает предстоящие выборы «честными» (37%), несколько ниже количества уверенных в обратном (45%). Если сравнивать текущую ситуацию с тем, парламентской избирательной кампанией, то можно видеть, что уверенность в честности предстоящих выборов уверенно росла с 19% в октябре к 23% в ноябре 2007 года, достигнув максимума в январе 2008. Это можно объяснить поступательным действием пропаганды, развернутой в государственных СМИ.




Наибольшие различия во мнениях прослеживаются между жителями столицы и провинцией. Лишь 27% москвичей ответили утвердительно на вопрос о том, будут ли эти выборы честными и свободными (для сравнения – в малых городах таких оказалось 48%). 50% из них заняли осторожную, скептическую позицию в отношении корректности и справедливости этой избирательной кампании. Они сильнее, чем жители других городов, сомневаются в возможности свободного доступа оппозиционных политиков к эфиру или печати для выражения их позиций и программ. Такое же недоверие проявляют и жители села (видимо, на себе зная силу административного управления в деревне). В столице же отмечается и наибольший процент тех, кто затруднился с ответом (14%). Возможным объяснением этому может быть то, что в Москве гораздо более насыщенная информационная среда, больше разнообразных каналов и критика власти или ее мнимых оппонентов достигает слушателей гораздо быстрее, чем в однородной и отчужденной от политики среды малых и средних городов, здесь фиксируется гораздо более высокая степень внушаемости, подверженности пропаганде, чем в мегаполисах и больших городах.
Острые различия наблюдаются и между электоратами различных политических партий. Здесь наибольшую уверенность в честности предстоящих президентских выборов декларируют сторонники «Единой России» (53%), против 19% поддерживающих КПРФ и 25% - СПС и «Яблоко». Наоборот, наиболее скептическими в этом вопросе оказываются избиратели демократических партий, 71% которых не уверены в честности выборов, и коммунисты, где таких 69%.




В вопросе «От кого или от чего зависит, кто станет следующим президентом России?» абсолютное большинство (47%) указывает на Владимира Путина. На долю «самих кандидатов, их действий и программ» и «волю избирателей» приходится в общей сложности 16% ответов. Наибольшую «доверчивость» отличаются женщины (21% против 16% у мужчин), люди с образованием «средним» и «ниже среднего», то есть группы, которые в большинстве своем наиболее подвержены влиянию штампов пропаганды, люди, не обладающие ресурсами для критической оценки действительности. Если проанализировать вопрос в разрезе политических предпочтений, наиболее пессимистически оценивают свои электоральные возможности сторонники КПРФ (19%), чаще уверены в победе своего кандидата сторонники «Единой России» (32%) и Жириновского (28%).
Уверенность россиян в том, что указания и поддержка президента имеет решающее значение для исхода голосования, выше, чем это было в период парламентских выборов (сегодня такой вариант ответа выбрали 47% опрошенных). В октябре 2007 года лишь 31% респондентов говорили о том, что именно от Владимира Путина зависит, сколько партий пройдет в парламент.



Вероятно, это связано с тем, фигура Дмитрия Медведева, который стал «долгожданным» преемником, в настоящий момент неотделима от фигуры президента Путина.



От президентских выборов россияне ждут, прежде всего, «лучшей жизни для себя и своей семьи» (45%), «повышения зарплат и пенсий» (44%), «стабильного развития России» (41%) и «повышения социальной безопасности и стабильности» (26%).



На лучшую жизнь надеются в первую очередь молодые люди 18-24 лет. Их доля в среднем выше по группе (50%), напротив, среди людей 55 лет и старше этот ответ встречается только в 43% случаев. Различные мнения имеют люди в зависимости от образования. Больше всего надежд у людей со средним образованием (51%), меньше всего – с высшим (39%). Разнятся ожидания и в зависимости от населенного пункта: Москва (34%) против малого города и села (49%). Противостояние центр-периферия вновь обретает как географическое, так и социальное измерение.
На повышение зарплат и пенсий в первую очередь надеются женщины 48% (против 40% у мужчин), что можно связать с тем, что в старших возрастных группах, для которых наиболее важно социальное обеспечение, преобладают женщины. Вместе с тем, не смотря на некоторые различия, высокая популярность этого ответа среди всех групп населения свидетельствует о значимости патерналистских установок в российском обществе. Особенно обращает на себя внимание крайне малый разрыв во мнениях между «младшей» (18-24 года) и «старшей» (55 лет и старше) возрастных групп – 45 и 49% соответственно.
«Стабильность развития России» важна для тех граждан, которые больше других выиграли от экономических реформ 90-х годов (эффект от их проведения в полной мере стал чувствоваться населением только во время президентства Владимира Путина). Люди с высшим образованием выбирают этот ответ много чаще тех, у кого образование «ниже среднего» (47% против 29%).
Бедные выбирают этот вариант ответа гораздо реже, чем обеспеченные респонденты (соответственно, 30% и 49%). То есть стабильности хотят социально-демографические группы, которые только-только начали пользоваться плодами экономического роста. В Москве, в которой изобилие на продовольственных и товарных рынках наступило гораздо раньше, чем в других местах, «стабильность» уже не является вожделенным благом, она воспринимается скорее как застой, а не долгожданное благополучие, в то время как периферия только-только начинает ощущать рост благосостояния. Поэтому в малых городах этот вариант ответа дают 45%.
Повышение социальной безопасности и стабильности важны для женщин, учитывая их ориентацию на семейные ценности. Именно они ориентируются на национальные проекты, на них направлены многие реформы – материнский капитал и прочие.




В ответ о политической роли Владимира Путина после президентских выборов 46% россиян уверенно отвечают, что он «станет председателем правительства России». Остальные варианты указываютсравнительно небольшие группы опрошенных, что говорит об отсутствии ясности в том, чем он будет заниматься после ухода с поста президента. 8% - убеждены, что он так или иначе опять станет президентом (они не знают, как но уверены в этом). 11% - думают, что он будет «национальным лидером» (хотя не представляют себе, какие функции должен исполнять этот герой). 18% опрошенных говорят о том, что он будет реально, а не формально руководить страной, а не номинально избранный президентом его назначенец. Других сколько-нибудь значимых мнений на этот счет сегодня не существует. Это связано с высокой степенью убежденности населения в том, что именно так все и случится. Особенно после того, как президент сам объявил о решении возглавить правительство. 12% опрошенных затруднились дать хоть какой-то содержательный ответ, и 5% - отказались говорить на эту тему, предпочтя уйти от разговора.
Анализируя общественное мнение в разрезе политических предпочтений населения, можно сказать, что большинство сторонников «Единой России» (55%) склонны доверять словам президента о том, что он займет пост премьер-министра, в то время как коммунисты, и в особенности остатки прежних «демократов», тех, кто поддерживает СПС и «Яблоко», подозревает в этом какой-то подвох: 27% и 48% соответственно (против 10% у «Единой России») считают, что Владимир Путин «не знаю как, но будет руководить страной вместо формально избранного президента».



XS
SM
MD
LG