Из 72 зарегистрированных кандидатов на выборах в законодательное собрание Ульяновской области по одномандатным округам ровно три четверти – представители четырех парламентских партий, им по закону не надо было собирать подписи в свою поддержку. Из 50 прочих выдвиженцев регистрацию получили только 18 человек, остальным не хватило достоверных подписей. По этой же причине не допущена до выборов и «Партия мира и единства» (ульяновское Заксобрание формируется по смешанной системе – 15 депутатов избирается по партийным спискам, еще 15 – по одномандатным округам).
Заместитель председателя облизбиркома Юрий Андриенко объясняет массовый отсев тем, что соискатели депутатского мандата безответственно отнеслись к организации сбора подписей: «Материалы по итогам проверки подписных листов отдельных кандидатов, а также регионального отделения политической “Партии мира и единства” направлены в прокуратуру. Как можно засчитать подписи действительными, если проверили один населенный пункт, если из 410, которые проверили по базе УФМС, 30 оказались умершими».
Трудно не заметить, что избиркомы не допустили до выборов почти всех неудобных для власти людей. Один из них – депутат городской думы, юрист-эколог, председатель общества защиты жилищных прав потребителей Александр Каплин.
«Отмечают, что я на старте был лидером гонки. Доставляю много неприятностей природоохранной своей деятельностью, плюс суды по тарифам, плюс сейчас я провожу судебные процессы по капитальным и текущим ремонтам, у меня порядка 30 дел в судах и на подходе около трех десятков. Мы эти суды выигрываем. Расширять сферу моей деятельности, плюс наделять меня большими полномочиями – властям крайне нежелательно», - уверен Александр Каплин.
Как рассказал Александр Каплин, его сняли с гонки не без изящества: «Опечатку допустила нотариус, когда заверяла список лиц, собиравших подписи. Отчество вместо Владимировна указана Николаевна. Хотя в реестре у себя она параллельно записала паспортные данные все правильно. Все листы, которые были подписаны этим сборщиком подписей (141 подпись), были забракованы. Этого вполне хватало, чтобы меня не зарегистрировать. Как прокомментировал заместитель председателя облизбиркома, эта ситуация не оговорена в законодательстве, и это проблема кандитата».
Забраковали подписи и в поддержку депутата Заксобрания Владимира Аладина, выдвинутого партией «Патриоты России». Тот в последнее время твердил о том, что областное имущество уводится в частные руки, написал заявление в прокуратуру.
Другой оппозиционный депутат Собрания Олег Горячев также не увидит своей фамилии в избирательном бюллетене: «Провели полную зачистку поля. Вы же видите, паспортисты находят, примеров найдете море: Лионидовна, а у нас написано Леонидовна. За это можно снимать? Стипанов, надо Степанов. Это уже театр абсурда».
Зампред облизбиркома Юрий Андриенко отрицает, что избирательные комиссии придираются к оппозиционным политикам. По его мнению, эти люди, как унтер-офицерская вдова, сами себя высекли: «Конечно, сейчас кандидатам нужно что-то объяснять. Многие из тех, кто не прошел по подписным листам - известные, депутаты действующего созыва, извините, опарафинились на несложном вопросе – это вопрос чисто организационный».
Если принять версию о зачистке предвыборных списков от потенциально неудобных для власти кандидатов, то у предпринимателя Исаака Гринберга, демократа перестроечной волны, есть простой ответ на вопрос – кому это выгодно: «Понятно, что делается с ведома самого высокого руководства области. Чтобы был послушный областной парламент, чтобы не критиковали, чтобы не было других мнений, чтобы было мнение одно – своих людей. Вот и все».
В последний день января в здании ульяновского Законодательного собрания введена пропускная система. Теперь, чтобы попасть в здание, надо полчаса отстоять за пропуском. Люди этот факт комментируют так: «Денежные мешки отгородились от докучливых избирателей».