Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марк Крутов.
Кирилл Кобрин: На выборах президента России не будет наблюдателей от Парламентской Ассамблеи Совета Европы. Сегодня от поездки своих наблюдателей в Москву отказалось Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, его представители не согласились с ограничениями Центризбиркома относительно сроков наблюдательной миссии и количества наблюдателей. Вслед за этими отказалась развертывать свою миссию и Парламентская Ассамблея ОБСЕ.
Марк Крутов: Бюро по демократическим институтам и правам человека добивалось разрешения прислать наблюдателей до 15 февраля. Москва предлагала принять основную миссию с 20 февраля и сократить число ее участников. Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал требования ОБСЕ ультиматумом.
Сергей Лавров: БДИПЧ изобрело свои собственные правила, главная проблема с которыми - абсолютная нетранспарентность. Никто не понимает, почему в случае с нами надо настаивать жестко, я бы даже сказал, невежливо на том, чтобы на том, что за месяц нужно приезжать и, в общем, непонятно чем заниматься, а в других случаях, когда страна, скажем, заявляет, что "мы никаких наблюдателей ни от БДИПЧ, ни от кого-то еще вообще не хотим видеть", БДИПЧ, в общем-то, начинает реагировать по-другому, и где-то даже заискивающе уговаривает эту страну принять хотя бы 10 человек за 5-7 дней до начала выборов.
Марк Крутов: Вслед за Бюро по демократическим институтам и правам человека от наблюдения за выборами отказалась и Парламентская Ассамблея ОБСЕ. Вот как объяснил в интервью Радио Свобода это решение представитель Ассамблеи Клас Бергман.
Клас Бергман: Есть, по меньшей мере, несколько причин. Первая: в российском приглашении было ограничено число наблюдателей, и мы решили что для нас это неприемлемо. В нашу организацию входят представители парламентов 54 стран, и мы не можем согласиться на меньшее, чем это, число наблюдателей. Мы сообщили господину Грызлову, что не согласны прислать меньшее число своих представителей.
Вторая причина более практического свойства. Мы - Парламентская Ассамблея ОБСЕ, и мы далеко не всегда посылаем своих наблюдателей на президентские выборы. Например, мы не посылали наблюдателей на президентские выборы в России в 2004 году. Обычно мы сосредотачиваем свое внимание на парламентских выборах. Иногда мы делаем исключение, но в этот раз, учитывая сложившуюся ситуацию и специфику нашей работы, мы решили отказаться от мониторинга президентских выборов в России.
Марк Крутов: Господин Бергман, связан ли как-то ваш отказ с аналогичной позицией другого подразделения ОБСЕ - Бюро по демократическим институтам и правам человека, которое также отказалось посылать своих наблюдателей на выборы из-за несогласия с выдвинутыми российской стороной ограничениями?
Клас Бергман: Мне бы не хотелось сравнивать или усматривать какую-то связь. Парламентская Ассамблея и Бюро по правам человека - это две независимые друг от друга организации в рамках ОБСЕ. Мы приняли это решение после обсуждения исключительно в своем кругу, в Парламентской Ассамблее. И ключевым поводом стало, повторюсь, ограничение числа наблюдателей, которого потребовала от нас российская сторона.