Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 11 февраля - британская поп-певица Эми Уайнхаус. Она стала обладательницей пяти самых престижных в музыкальном мире премий "Грэмми", в том числе в номинациях "За лучшую композицию" (ей признана песня "Рехэб"), и "За лучший поп-альбом", это пластинка "Бэк ту Блэк".
Среди других лауреатов премия "Грэмми" российский музыкант Юрий Башмет с ансамблем "Солисты Москвы".
Эми Уайнхаус 24 года, она родилась в Лондоне в многодетной семье. На сцене выступает с конца 90-х годов. Дебютный альбом Уайнхаус, " Frank ", признанный критиками очень удачным, вышел в 2003 году. Новая работа прошлого года, "Бэк ту Блэк" - получила еще более восторженные рецензии, в отличие от самой Эми Уайнхаус, личная жизнь и проблемы которой стали постоянными темами для желтой прессы.
О человеке дня Радио Свобода говорит мой коллега Кирилл Кобрин.
Кирилл Кобрин: В британских медиа любое упоминание Эми Уайнхаус сопровождается эпитетом troubled - беспокойная, штормовая, внушающая тревогу. Лучше всего, конечно, перевести как «бедовая». Она действительно «бедовая девчонка» - с какими-то дурацкими татуировками на руках, с башней всклокоченных волос, худая, как смерть, вечно попадающая со страниц таблоидов в реабилитационные клиники. Тут даже непонятно, то ли ее искусство отражает ее же жизнь, то ли жизнь, как Набоков еще заметил, рабски подражает искусству. Вот названия самых удачных песен Уайнхаус - «Ты знаешь, что я нехорошая», как раз там есть слово trouble , за которое ухватились журналисты, Back to Black («Назад к черному» или «Опять в трауре») и, конечно же, Rehab («Реабилитационная клиника»), получившая "Грэмми" как «Песня года». В оригинальной версии Rehab поется примерно следующее: «Люди говорят, что мне пора в реабилитацию, а я говорю, нет-нет-нет». Но во время церемонии вручения премии Эми спела «иду-иду-иду» ( go - go - go ) вместо «нет-нет-нет» ( no - no - no ). Многие увидели в этом прогресс.
В последние годы спрос на белых певиц с так называемыми «черными голосами» резко вырос - Уайнхаус с ее пронзительным, глубоким, временами резким (и даже скрипучим) вокалом идеально подошла к запросам рынка и звукозаписывающих компаний. После ее первого альбома Frank ее уже сравнивали с Ниной Симон и Сарой Воэн, но триумфальным стал второй - Back to Black . Триумф, как часто бывает в поп-мире, обернулся тяжелейшей драмой - алкоголь, наркотики, приводы в полицию, арест в Норвегии, отказ в выдаче американской визы. Последнее, кажется, сыграло на руку Уайнхаус - жюри «Грэмми» не могло упустить шанса пофрондировать и присудило целых пять призов певице, которой не разрешили даже въехать в Штаты. И теперь уже Эми будет сложно отвертеться от того, чтобы вернуться - не к «черному», а к «серому», к обычной жизни, где событиями являются репетиции и концерты, а не скандалы.