Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.
Андрей Шарый: Сегодня на своей последней большой пресс-конференции в роли президента России Владимир Путин заявил, что рассчитывает работать премьером столько времени, сколько будет работать Дмитрий Анатольевич Медведев в качестве президента. В этом году для Путина заранее подготовили подборку из примерно 200 наиболее вероятных вопросов. В последнюю неделю президент, как сообщили в его администрации, подробно изучал итоговый доклад всех министерств и справочные материалы. За четыре с половиной часа общения с журналистами - и это рекорд - Владимир Путин ответил на 100 вопросов, а в зале собралось 1364 российских и иностранных корреспондента - это тоже рекорд.
Неполным был бы журналистский корпус без присутствия в зале представителя Радио Свобода. Наше радио представлял Данила Гальперович, наш кремлевский и парламентский корреспондент. Сейчас он в прямом эфире программы "Время Свободы". Сначала мы поговорим о впечатлениях журналиста и о том, как выглядел Путин, а потом проанализируем некоторые положения его речи.
Итак, Данила, вы опытный обозреватель общения Путина с журналистами. Что бросилось в глаза на этот раз?
Данила Гальперович: Первое, что бросилось в глаза - это абсолютное спокойствие и праздничная уверенность в себе Владимира Путина. Он действительно говорил явно то, что чувствовал, потому что на эту последнюю свою в роли президента конференцию он пришел, как он постоянно напоминал в течение пресс-конференции, отвечая на самые разные вопросы, с очень серьезными, положительными для себя и, как он считает, для страны итогами. Действительно, здесь веяло вот этим.
Представляете, да, человек, который проправил Россией восемь лет и фактически за 100 с лишним лет это первый лидер, который так вроде бы спокойно уходит, уходит на успешной волне, живым-здоровым, уходит продолжать какое-то участие во властных полномочиях, какое-то участие в принятии решений, в общем, он вполне удачно себя чувствует, и этой удачливостью веяло сегодня все четыре с половиной часа. Он совершенно без отдыха разговаривал с журналистами, не было никакого упоминания о том, что ему нужно, скажем, справить естественные нужды, а иначе ему придется воспользоваться памперсами, как это было в ходе одной из прошлых пресс-конференций, не было никакой настороженности, не было того, что иногда журналисты западные и скептически настроенные российские журналисты рассматривали, как окрик или попытку огрызаться массмедиа. Все было предельно спокойно.
Андрей Шарый: Как бы вы охарактеризовали атмосферу сегодняшнего кремлевского зала? Это был поединок, диалог, монолог? Что это было на самом деле.
Данила Гальперович: Мы должны вспомнить... Сегодня ему, кстати, напомнил один из моих коллег Андрей Колесников из "Коммерсанта", что когда-то журналисты начинали вместе с ним вот это его пребывание во власти, из этого родилась книга "От первого лица". И очевидно, что все это время Владимир Путин, действуя, возможно, очень жестко в отношении массмедиа, тем не менее у массмедиа учился. И вот этот урок, совершенно очевидно, не прошел даром для манеры держаться, для отстроенности ответов на вопросы. Если раньше бывало на пресс-конференциях, что он отвечал не на тот вопрос, который был поставлен, то теперь он откристаллизовал форму ответа, когда ответ не звучит уходом от вопроса, он просто тот ответ, который Путин хочет дать.