Ссылки для упрощенного доступа

В канун президентских выборов в Армении - обещания Москвы


Сергей Сенинский: Недавний визит российской делегации во главе с премьер-министром Виктором Зубковым в Армению, как считают эксперты, лишний раз подчеркивает особые отношения между Москвой и Ереваном. По словам Виктора Зубкова, Россия остаётся основным зарубежным инвестором Армении. Эксперты сходятся во мнении, что накануне президентских выборов в Армении официальная Москва даёт понять, кого она поддерживает. К экспертам обратился наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов: Накануне выборов президента Армении российские власти щедры на обещания. По мнению экспертов, таким образом они пытаются оказать содействие официальному Еревану в осуществлении плана по передачи власти «преемнику». Согласно этому плану нынешнего президента Роберта Кочаряна на его посту должен сменить премьер-министр Серж Саркисян. Среди обещаний Москвы есть и особо актуальное для Армении – решение проблемы транспортного сообщения с соседними странами, прежде всего с Россией. В результате карабахского конфликта полностью заблокированы армяно-азербайджанская и армяно-турецкая границы. Застарелый абхазский конфликт поставил крест на железнодорожном сообщении по маршруту Ереван – Сухуми – Ростов. Транспортные артерии через Главный Кавказский хребет по Транскаму и Военно-Грузинской дороге так же перекрыты. Грузы в Армению ныне беспрепятственно доставляются только из Грузии и Ирана, сообщение с Россией осуществляется лишь с помощью авиации и маломощного морского парома.


Министр транспорта России Игорь Левитин заявил в Ереване, что Москва заинтересована в строительстве железной дороги между Арменией и Ираном. «Иранское направление для России очень важно и интересно, так как на Каспии у нас уже не хватает провозных мощностей для того, чтобы обеспечить объем перевозок не только в Иран, но и в район Персидского залива, - отметил российский министр. При этом он подчеркнул, что вопрос строительства железной дороги между Арменией и Ираном необходимо рассматривать одновременно с восстановлением железнодорожного сообщения в Абхазии. По словам Игоря Левитина, железнодорожная ветка Армения-Иран может стать составляющей транспортного проекта Север-Юг, то есть речь идёт фактически об обещании России восстановить железнодорожное сообщение по маршруту Ростов – Сухуми – Тбилиси – Ереван. Насколько это вероятно в сегодняшних условиях? Слово заведующему отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергею Маркедонову.



Сергей Маркедонов: На мой взгляд, эти обещания надо в обязательном порядке рассматривать в предвыборном контексте. Для России это очень важная вещь показывать свое влияние на постсоветском пространстве, в частности, на Южном Кавказе. Это можно также преподносить и позиционировать как возвращение утраченного влияния. Для Армении это очень важно для партии власти, которая сделала стратегический выбор в пользу союза с Россией. Это тоже доказательство, что в каких-то обещаниях, в каких-то декларациях есть переход к практической деятельности, практической плоскости. Однако если мы от каких-то эмоциональных моментов отойдем, посмотрим, насколько подобные проекты реалистичны, мы увидим, что без разрешения грузино-абхазского конфликта, который не столько заморожен, а находится в определенном смысле в размороженном состоянии, без его не то, что улучшения, но хотя бы нормализации в этом пути, такой проект вряд ли достижим. Да, можно вспоминать, что в 2003 году еще Владимир Путин и Шеварднадзе встречались в Сочи и тогда достигли определенного компромисса и договоренности возобновления железнодорожного сообщения, но затем были другие события 2004 года, 2006 года, которые отбросили российско-грузинские отношения назад. Поэтому, мне кажется, здесь ключевым фактором является, конечно, потепление отношений между Тбилиси и Москвой и сегодня это потепление, честно говоря, мне представляется не слишком возможным, хотя в последние недели, дни и с российской, с грузинской стороны какие-то месседжи позитивные прозвучали.



Олег Кусов: Говорил Сергей Маркедонов.


Армянский политолог, руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян то же относится к заявлениям министра Левитина, как предвыборным.



Степан Григорян: Обычно у нас такая традиция, что когда выборы в Армении, всегда даются большие обещания, всегда приглашаются на эти выборы высокопоставленные чиновники России. Потому что традиционно армянское общество достаточно положительно относится к России.



Олег Кусов: Говорить о восстановлении движения по маршруту Ростов – Сухуми – Ереван можно будет только после преодоления абхазского кризиса, убеждён Степан Григорян.



Степан Григорян : Будет ли открыта железная дорога, тот участок, который касается абхазской части, честно говоря, у меня на этот счет оптимизма нет. Потому что в ближайшее время не видно решения абхазского конфликта, а значит, эта железная дорога, перспективы ее открытия тоже будет отдаляться. Что касается той части ветки, которая в Армении находится, эти планы, не думаю, что какие-то плохие. Россия хочет вложения делать в ту часть ветки железнодорожной, которая касается Армении, хочет развивать. Возможно, что это до какой-то степени сработает. Хотя последний опыт работы российско-армянского, особенно, который касается тех предприятий, которые были переданы России в счет армянских долгов несколько лет назад, опыт показывает, что, к сожалению, многие из этих предприятий опять простаивают, таких серьезных инвестиций нет. И здесь надо проанализировать, с чем это связано, что несмотря на то, что на межгосударственном уровне все это делалось, но неэффективно работает. Поэтому такие опасения всегда есть в таких коммуникациях.



Олег Кусов: В Тбилиси заявления российского министра восприняли с надеждой. Слово председателю комитета парламента Грузии по внешним отношениям Котэ Габашвили.



Котэ Габашвили: Российско-армянские отношения особые. Россия и Армения развивают их так, как им угодно. Для нас это не является отрицательным фактом, потому что другое развитие инфраструктуры, включение нашей соседней Армении как можно большего количества транспортных связей, экономических связей, торговых связей. Это всегда приветствуется. Поэтому если такие вещи будут делаться, если они делаются не вопреки кому-то, а во имя улучшения ситуации, то дай бог, мы будем очень рады.



Олег Кусов: После ряда заявлений вновь избранного президента Михаила Саакашвили, официальный Тбилиси, по мнению экспертов, ожидает ответных шагов от российского руководства. Продолжает Котэ Габашвили.



Котэ Габашвили: Мы протянули руку добрососедства и диалога с Россией. Я считаю, что нормальное развитие принесет нам только положительные эмоции. А отрицательное всегда будет отрицательным и ничего из этого не получится. И для того, чтобы оторвать Абхазию от Грузии, ни транспортные, ни другие, никакие связи этому не помогут, потому что это невозможно. А если это будет впрок, если это будет в помощь, то мы будем приветствовать. Сейчас выборная риторика сильна в России. Я надеюсь, что после выборов реальная политика возьмет верх над всем изоляционистскими и националистическими аспектами и риториками, которые сейчас наличествуют, превалируют в России. Я думаю, что когда все это закончится, что Россия более объективно посмотрит на вещи и будет играть не вопреки, а во имя нормального развития региона, в том числе и российско-грузинских отношений, где Абхазия играет важную роль и которые имеют важное значение не только для Грузии, не только для Абхазии, но и для России. Иметь хорошего соседа всегда лучше, чем иметь озлобленного и плохого.



Олег Кусов: Так считает председатель комитета парламента Грузии по внешним отношениям Котэ Габашвили.


Москва намерена оказать Еревану помощь в строительстве железной дороги Армении – Иран. О значение этого проекта для армянской экономики говорит политолог Степан Григорян.



Степан Григорян: Армения, так как, по крайней мере, до сегодняшнего дня находится в сухопутной блокаде со стороны Азербайджана и Турции, поэтому для Армении любые коммуникации, тем более сухопутные коммуникации, они очень важны. То есть для Армении железная дорога с Ираном очень важна, потому что только на уровне автомобильного сообщения у нас ограниченные возможности сотрудничества экономического. Потому что там горная местность, автомобильные трассы, дороги тем более в зимних условиях очень часто дают сбой. Поэтому железная дорога наиболее надежная связь сухопутная. Поэтому для Армении, безусловно, надобность этого проекта исключительно велика. Я думаю, для Ирана также с учетом многих проблем, которые Иран имеет с международным сообществом. Но насколько будет все-таки заинтересована Россия без участия Абхазии здесь делать инвестиции, мне трудно сказать, потому что внешнеполитический фактор России большую роль будет играть. Потому что в конце концов надо признать, что многие коммуникационные проекты, которые делаются на Южном Кавказе, проходят через Южный Кавказ, на начальном этапе они больше политические проекты. Степень политической заинтересованности России будет играть важную роль. Экономический эффект от такого проекта сразу не может быть. построить железную дорогу, которая только соединяет Армению с Ираном, какой должен быть объем грузопотока, чтобы оправдать такое дорогостоящее мероприятие. Ясно, что на первом этапе оно не будет себя оправдывать.



Олег Кусов: Россия имеет возможность оказать политическую и экономическую поддержку Армении ещё до разрешения абхазской проблемы, полагает армянский политолог, руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян.



Степан Григорян: Действительно, иранская сторона тоже выражает заинтересованность. Но, мне кажется. Здесь важную роль будет играть, насколько заинтересована Россия. Если она слишком серьезно заинтересована, то, безусловно, она и должна быть главным инвестором. Потому что рельеф очень тяжелый на границе между Ираном и Арменией, горная местность, там нужны серьезные вложения для того, чтобы эту ветку проложить. И здесь, конечно, первым долгом Россия может оказать содействие и влияние. Поэтому если степень заинтересованности России еще до решения абхазского конфликта, до открытия абхазского участка железной дороги, если есть такая заинтересованность политическая и решимость, я думаю, что это в первую очередь политическое решение, то тогда возможно, что с мертвой точки эти планы сдвинутся.



Олег Кусов: Официальная Москва на президентских выборах в Армении делает ставку на преемника Роберта Кочаряна нынешнего премьер-министра Сержа Саркисяна. Однако отношения между стратегическими союзниками не должны ограничиваться только сотрудничеством с представителями официального Еревана. Слово политологу Сергею Маркедонову.



Сергей Маркедонов: Когда мы говорим о помощи России Еревану, мы, мне кажется, слишком переоцениваем российское влияние и слишком недооцениваем гражданскую сознательность самих граждан Армении. Мне кажется, что армянское население в течение 20 лет не раз доказывало свою высокую гражданскую сознательность, активность. Это проявилось и в самом начале карабахского движения и после многократно. Армянские избиратели прежде всего будет оценивать по конкретным делам и поступкам. Мне кажется, очень важно было бы для Москвы показать умение работать с разными политическими силами в Армении. Да, сегодня у Левона Тер-Петросяна шанс гораздо меньший, чем у представителя армянской партии власти и скорее всего не он будет следующим президентом Армении, а Серж Саркисян. Но тем не менее, надо понимать, что Армения как союзник – это не только правя0щая элита, это гораздо шире, гораздо более широкое понятие.



Олег Кусов: Так считает заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов.


По его мнению, главного соперника Сержа Саркисяна на нынешних выборах - первого президента Армении Левона Тер-Петросяна - только по ошибке зачислили в разряд антироссийских политиков.


XS
SM
MD
LG