Иван Толстой: 80 лет назад катастрофой дирижабля «Италия» закончился путь к Северному Полюсу исследователя Умберто Нобиле. Наш корреспондент в Италии историк Михаил Талалай вспоминает об этом событии и о его неожиданном продолжении в «красной» Москве.
Михаил Талалай: Звучала звуковая дорожка к фильму Михаила Калатозова «Красная палатка».
Дальнейшее стало достоянием мировой истории. Дирижабль «Италия», с генералом Умберто Нобиле и его международной командой потерпел крушение. Их выкрашенную красной краской палатку искал весь мир, а нашел Советский Союз, к вящей досаде Муссолини. Итальянский диктатор желал скорее героической гибели своих людей, нежели успешной миссии советского ледокола «Красин». Ряд людей Нобиле погибли, и это ставили в вину спасшемуся командиру. Спасая Нобиле, погиб великий Амудсен, и этого до сих пор не могут простить итальянскому генералу норвежцы.
От знаменитой экспедиции остались реликвии. Самая гигантская – ледокол «Красин», поставленный у причала напротив Горного института в Петербурге – я не без волнения поднимался на его борт. Вторая реликвия – собственно Красная палатка. Она в итоге попала в собрание миланского Музея истории техники имени Леонардо да Винчи. Увидеть ее мне не удалось, так как палатку скрутили и спрятали в запасники – пока не найдут для нее экспозиционного пространства.
Спасение Умберто Нобиле советскими людьми кончилось неожиданно – долгой командировкой генерала из фашисткой Италии в сталинскую Россию.
На месте современного города Долгопрудный в 20 километрах от Москвы 30-е годы располагался небольшой поселок "Дирижаблестрой", названный по находившейся здесь опытной дирижабельной верфи. Первоначально Сталинская пятилетка предусматривала строительство аж 425 дирижаблей за пять лет - цифра совсем нереальная. Позже план был сокращен до 50 дирижаблей. Однако к 40 году (когда закрыли базу) было сконструировано 14 дирижаблей.
Специалистов вначале остро не хватало. Поэтому весной 1932 для оказания технической помощи в проектировании и эксплуатации дирижаблей в Советский Союз были приглашены итальянские дирижаблестроители во главе с Умберто Нобиле.
Уже несколько лет он был без дел, находясь в "опале" у Муссолини после неудачной полярной экспедиции.
Для иностранных дирижаблистов в Долгопрудном построили деревянный двухэтажный дом, названный "Итальянским ". Он не сохранился.
Умберто Нобиле приехал в страну Советов без семьи, к тому времени он овдовел. Позже, вернувшись ненадолго в Италию, он вернулся оттуда с пятнадцатилетней дочкой Марией. Эта черноволосая девушка была настоящей красавицей, и вызывала восторг у мужской половины «Дирижаблестроя».
Один из самых знаменитых дирижаблей, спроектированных Нобиле в Советском Союзе, стал В-6, который по своей конструкции был подобен дирижаблю "Италия", хотя строился уже из иных материалов и по другой технологии.
Первый полет В-6 состоялся 5 ноября 1934 года под управлением Нобиле. Он установил мировой рекорд длительности полета - 130 часов без посадки - который побил рекорды дирижаблей всех типов – норвежского, английского, немецкого.
Нобиле много летал на этом корабле даже тогда, когда необходимость в консультациях экипажа отпала, когда русские командиры и штурманы полностью освоили особенности вождения этого дирижабля. Для него полет был огромным праздником души.
В декабре 1934 произошло убийство Кирова. Именно с этого времени стали одним за другим исчезать близкие сотрудники Нобиле, советские инженеры. Потом стали арестовывать итальянцев, которые работали на "Дирижаблестрое", политэмигрантов. Однако самого Нобиле не тронули.
Жил Нобиле замкнуто, часто был задумчив. Во-первых, он сильно переживал из-за смерти жены, а во-вторых, память о трагедии дирижабля "Италия" не давала ему покоя. Вечером он любил прогуливаться по дощатым тротуарам поселка. Из-за ворота его пальто всегда виднелась маленькая головка собачки по имени Титина. Генерал никогда не расставался с нею, даже в полёте на Северный Полюс она сопровождала его, как талисман. Местные мальчишки часто дразнили Титину, чтобы увидеть ее золотую челюсть (в одной из экспедиций собачка заболела цингой и у нее выпали все зубы).
Проработав в Долгопрудном пять лет, Нобиле в конце 1936 года возвратился на родину. "…Пребывание в России принадлежит к счастливейшим периодам моей достаточно трудной жизни",- сказал позже о своей жизни и работе в СССР Умберто Нобиле.
Нобиле прожил долгую жизнь. После падения фашизма он вступил в Коммунистическую партию Италии и даже стал парламентарием. Говорят, правда, что его до последних дней мучили призраки погибших товарищей. Эти призраки явились к нему в талантливом фильме Михаила Калатозова, чтобы совершить следствие по делу гибели дирижабля «Италия».