Ссылки для упрощенного доступа

Григорий Явлинский: "Никаких оснований для уголовного преследования Максима Резника нет"


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Кирилл Кобрин: В Санкт-Петербурге и Москве начались активные действия в защиту лидера петербургского «Яблока» Максима Резника, которого арестовали по обвинению в нападении на милиционера. Правозащитники и люди, принадлежащие к разным партиям, требуют изменить ему меру пресечения. Сам Резник объявил голодовку, утверждая, что обвинения против него сфальсифицированы и его преследуют по политическим мотивам. Сегодня в Петербург прибыл лидер "Яблока" Григорий Явлинский.



Татьяна Вольтская: Максим Резник был задержан в ночь на 3 марта при странных обстоятельствах. Когда он выходил из офиса "Яблока" на улице Маяковского, 46, из припаркованной рядом машины вышли неизвестные и затеяли потасовку. Резник попытался их урезонить, и тогда появились милиционеры и задержали его и еще нескольких людей. Но зачинщики драки были вскоре отпущены, а против Максима Резника возбуждено уголовное дело по двум статьям - 318 «Насилие в отношении представителей власти» и 319 «Оскорбление представителей власти». Эти статьи предусматривают до 5 лет лишения свободы, исправительные работы на срок до года.


4 марта Дзержинский районный суд постановил арестовать Резника. Постановление суда оставить его под стражей вызвало возмущение не только его соратников по партии, но и правозащитного сообщества, и многих общественных деятелей. Особенно учитывая то, что, по словам адвоката Резника, Бориса Грузда, в самом постановлении не указано, на какой срок арестован Резник. С 5 марта у здания прокуратуры на Исаакиевской площади проходят одиночные пикеты под лозунгом "Свободу Максиму Резнику". В поддержку Максима Резника выступила большая группа российских правозащитников и общественных деятелей, в их числе правозащитники Елена Боннэр и Людмила Алексеева, писатели Борис Стругацкий, Борис Белоцерковский, Самуил Лурье, филолог Александр Кобринский, юрист Яков Гелинский, журналист Илья Мильштейн и многие другие. Сбор подписей продолжается. В Госдуме поручительство за Максима Резника подписали четверо - эсеры Оксана Дмитриева, Галина Хованская, Иван Грачев и коммунист Олег Смолин. Дал свое поручительство и председатель "Яблока" Григорий Явлинский, выразивший также готовность внести за него залог.



Григорий Явлинский: Я, как председатель партии, уполномочен партией сделать следующее заявление. Мы выражаем решительный протест относительно неадекватности меры пресечения, примененной к Максиму Львовичу Резнику. Мы требуем изменить меру пресечения до суда. Максим Львович Резник наш товарищ, член партии в течение очень многих лет. Он совершенно не опасный для общества человек, он общественный деятель, он руководитель организации. Я ответственно заявляю, что Максим Резник не намерен скрываться от правосудия или чинить ему какие-либо препятствия, у него нет никаких возможностей оказывать влияние на следствие или суд, или на свидетелей. Вся деятельность, политическая деятельность осуществляется в рамках действующей российской Конституции и в рамках российских законов. Хорошо известно, что Максим Резник является жестким критиком губернатора Валентины Матвиенко, и нам не хотелось бы думать, что неадекватная, я бы так сказал, грубо-полицейская мера пресечения - два месяца пребывания под стражей - это указание губернатора или ее приближенных. Нам не хотелось бы так думать.


Анализ происшедших событий говорит о том, что ничего из происшедшего не свидетельствует о возможности возбуждения уголовного преследования. Никаких оснований для уголовного преследования Максима Резника нет. Мы усматриваем в попытках квалифицировать это дело как уголовное недоразумение или, как говорят юристы, возможные события, связанные с эксцессом исполнителей. И мы не хотели бы думать, что это сознательная провокация, навязывание угловного дела в этом случае. Мы, как партия, принципиально заинтересованы в объективном рассмотрении дела и заявляем, что будем активно помогать установлению истины, что, безусловно, если истина будет установлена в полном объеме, поможет в решении скорейшего освобождения Резника из-под стражи и объективного рассмотрения дела в суде. Как известно, лично я являюсь поручителем Максима Резника. Я знаю его 15 лет и беру на себя поручительство, что он не будет скрываться от правосудия и не будут чинить ему препятствия в случае его освобождения. При необходимости внесения залога, при возможности освобождения его под залог я беру на себя ответственность за внесение такого залога, о чем я сообщил официально адвокату Максима Резника.


Мы к этому относимся очень серьезно, и конечно, вся партия - мы являемся всероссийской партией - будет активно действовать для того, чтобы расследование было полным, добросовестным и объективным. Мы будем обращаться в Генеральную прокуратуру. Мы уже обратились к уполномоченному по правам человека. Наши товарищи и в Москве (я могу сослаться на заявление Сергея Митрохина), и в Санкт-Петербурге, насколько мне известно, будут проводить публичные акции по привлечению общественного внимания и обращение внимания на это правоохранительных органов, на то, что такие меры по отношению к оппозиционным общественным деятелям являются неприемлемыми. Я хочу подчеркнуть, что конституционный долг оппозиционного политика - это вскрытие недостатков, критика работы власти и разоблачительная деятельность. И считать это усугубляющим дело обстоятельством является, с моей точки зрения, прямо противоречащим законодательству.


Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" является оппозиционной партией. Борьба с произволом, нарушением прав граждан и с коррупцией является одним из важнейших направлений работы нашей партии. Это не просто политическое позиционирование. За годы нашего существования наша партия заплатила очень высокую цену, наши товарищи отдали свои жизни в борьбе с коррупцией и за демократические свободы. Это и Лариса Юдина, это и Юрий Щекочихин, это и Фарид Бабаев, который был расстрелян несколько месяцев назад, во время избирательной кампании. Есть самые разные другие проявления давления на партию. Это очень серьезное событие, которое произошло в Петербурге. Это продолжение всего этого комплекса беспрецедентного давления на оппозиционные партии. Мы выражаем в связи с этим решительный протест.


И последнее. От имени Российской демократической партии я обращаюсь к Максиму Резнику с просьбой прекратить голодовку. Нам здоровье Максима гораздо дороже, чем различные политические вещи. Мы очень просим его во имя своей мамы, во им своих близких, во имя своего здоровья прекратить голодовку. Потому что мы уверены, что в самом скором времени справедливость восторжествует, будут найдены реальные основания для того, чтобы он был освобожден из-под стражи, до суда, по крайней мере, находился на свободе.



Татьяна Вольтская: Выступил и адвокат Максима Резника Борис Грузд.



Борис Грузд: К сожалению, в последние годы стало уже обыденным явлением, когда уголовные репрессии используются в отношении политических противников или экономических конкурентов. Но на моей памяти не было такого случая, когда бы в решениях официальных органов этот факт где-либо был зафиксирован. Вот в нашем случае это произошло.



Татьяна Вольтская: Особенно встревожило Бориса Грузда одно из оснований, предложенных для меры пресечения, - исполнение будущего приговора суда. По мнению адвоката, это говорит о том, что следствию уже известно, что приговор будет обвинительный и обязательно к реальному лишению свободы. 6 марта адвокаты подали кассационную жалобу, в которой говорится, что мера пресечения, выбранная для Максима Резника, несправедлива и незаконна.


XS
SM
MD
LG