Ссылки для упрощенного доступа

Верховный суд России признал законным оправдательный приговор в отношении ингушских милиционеров по делу о теракте в Беслане


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Кирилл Кобрин: Верховный суд России признал законным оправдательный приговор в отношении двух ингушских милиционеров. Их обвиняли в халатности, которая повлекла гибель более 300 человек во время теракта в Беслане.



Марьяна Торочешникова: Отмены оправдательного приговора в отношении милиционеров Мухажира Евлоева и Ахмеда Котиева добивались как потерпевшие от бесланского теракта (под кассационной жалобой подписались около 200 человек), так и прокуратура Ингушетии. Потерпевшие добивались отмены оправдательного приговора, вынесенного на основании вердикта присяжных, считая, что при рассмотрении дела Евлоева-Котиева в Верховном суде Ингушетии было допущено множество процессуальных нарушений.


Говорит потерпевшая Элла Кесаева.



Элла Кесаева: Заинтересованный состав присяжных, состоящих их родственников террористов и обвиняемых. Нам не были разъяснены наши права судьей, что мы имеем право полный состав присяжных отвести, хотя это уже является поводом, и основательным поводом для того, чтобы отменить этот оправдательный вердикт.



Марьяна Торочешникова: Начальник Малгобекского РОВД Ингушетии Мухажир Евлоев и его заместитель Ахмед Котиев обвинялись в халатности, повлекшей массовую гибель людей в школе номер 1 Беслана в сентябре 2004 года. По данным следствия, обвиняемые не приняли должных мер к охране общественного порядка на территории Малгобекского района, не организовали оперативно-розыскные мероприятия по выявлению на территории боевиков и их пособников. Это позволило участникам банды беспрепятственно собраться в лесу в районе селений Сагопши и Пседах Малгобекского района, а затем пересечь административную границу с Северной Осетией и 1 сентября 2004 года захватить в заложники 1128 учеников, их родителей и учителей школы номер 1 города Беслана.


Слушания по кассационной жалобе в Верховном суде России, так же как и до этого в Верховном суде Ингушетии, проходили за закрытыми дверями, поскольку в материалах дела содержатся документы с грифом "Секретно". Ни милиционеры, ни их защитники в Москву не поехали, просили рассмотреть жалобу в их отсутствие. Журналистов же в зал судебных заседаний допустили лишь во время оглашения резолютивной части определения суда: "Судебная коллегия определила: приговор Верховного суда Ингушетии от 5 октября 2007 года в отношении Мухажира Евлоева и Ахмеда Котиева оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения".


По мнению Эллы Кесаевой оправдательный приговор очень выгоден чиновникам, желающим утаить правду о случившемся в Беслане.



Элла Кесаева: Оправдали в интересах высшей власти страны. Если бы их осудили, этих виновников, они бы, наверное, не молчали, а они бы начали называть имена, фамилии высокопоставленные. И это не интересно никому. И поэтому вот этот процесс разглашения тайны о бесланской трагедии, он пресекается на таком среднем уровне. Дальше идти нельзя. А средний уровень за молчание получает амнистии и оправдательные приговоры.



Марьяна Торочешникова: Тот факт, что никто из высокопоставленных чиновников не понес ответственность за случившееся в Беслане, пожалуй, волнует потерпевших больше всего. Говорит Рита Сидакова, в бесланской трагедии она потеряла девятилетнюю дочь.



Рита Сидакова: Это был смысл моей жизни. Она у меня была единственная. Отправила в школу, а в итоге получила что? "Причина смерти не установлена в виду обугливания тела". Дети, беззащитные дети своими телами, своей кровью защитили российских генералов и чиновников от российских же террористов, закрыли их позор, их безответственность. Столько было судов, и террориста Кулаева судили, потом сотрудников МВД Ингушетии, Осетии - и ведь мы не заслушали ни одного чиновника, ни одного генерала. Они все сделали правильно, как и должно было быть. Но если бы они делали все так, как должно было быть, не случился бы теракт в Беслане, не случился бы на Дубровке.



Марьяна Торочешникова: Потерпевшие в бесланском теракте потеряли всякую надежду на то, что их права могут быть восстановлены российскими судами. Теперь они рассчитывают только на Европейский суд по правам человека.


XS
SM
MD
LG