Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Мумин Шакиров.
Кирилл Кобрин : Российский предприниматель Виктор Бут арестован в Таиланде. Сегодня стало известно, что возможно Виктор Бут предстанет перед судом этой страны прежде, чем будет рассмотрен вопрос или запрос о его экстрадиции. Так заявила полиция Бангкока. Напомню, Виктора Бута обвиняют в том, что он является одним из крупнейших нелегальных торговцев оружием в мире. Рассказывает мой коллега Мумин Шакиров.
Мумин Шакиров: В борьбу за право судить предпринимателя Виктора Бута сразу вступили три государства. США намерены добиться экстрадиции Бута, которого Вашингтон подозревает в нелегальной поставке оружия в Африку и Колумбию. Об этом заявил официальный представитель госдепартамента США Дин Бойд. По данным Федерального прокурора по Южному округу Нью-Йорка Майкла Гарсиа и исполняющего обязанности руководителя Федерального управления по борьбе с распространением наркотиков Мишеля Гарсиа, Виктору Буту заочно выдвинули обвинение, согласно которым бизнесмен планировал поставку переносных ракетно-зенитных комплексов (ПЗРК) класса "земля-воздух" боевикам революционных вооруженных сил Колумбии.
В свою очередь власти Таиланда, где был задержан гражданин России Виктор Бут, должны проверить - не поставлял ли предприниматель оружие местным боевикам. Представители тайской полиции утверждают, что бизнесмен Бут планировал обсудить в Таиланде ряд соглашений о поставках оружия. В связи с этим российский бизнесмен будет вначале привлечен к суду в Таиланде и лишь затем, может быть, экстрадирован на родину или в США, где против него выдвинут ряд обвинений. Заявил агентству AP генерал полиции Адисорн Нонзи
А Москва добивается экстрадиции своего гражданина, считает адвокат предпринимателя Виктор Буробин, так как никакая другая страна судить российского гражданина не может. С точки зрения права, российский гражданин арестован обманным путем на чужой территории по американскому запросу спецслужбами. А это неприемлемо, заявил защитник Буробин в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Даже если предположить, что он участвовал в доставке оружия или еще чего-то в третьи страны, судить российского гражданина может только российский суд, отметил адвокат. Известный юрист Владимир Сергеев (он в свое время защищал предпринимателя Анатолия Быкова из Красноярска и жителя Северной Осетии Виталия Калоева, который отсидел в швейцарской суде за убийство диспетчера), исходя из профессионального опыта, считает, что процедура экстрадиции из одной страны в другую потенциального преступника обычно занимает много месяцев.
Владимир Сергеев: Совершенно однозначно, потому что окончательное решение, я думаю, будет приниматься не раньше, чем через полгода с момента как бы, условно говоря, сегодняшнего дня. Российская сторона, на самом деле, сделала все, что уже сделала. Я думаю, что адвокаты сейчас будут обжаловать это требование об экстрадиции в судебном порядке. А сама процедура судебного обжалования займет несколько месяцев. Окончательное решение будет приниматься Министерством юстиции. Как правило, в большинстве стран происходит именно так.
Мумин Шакиров: Имеет ли значение в данной ситуации влияние и авторитет страны, которая будет настаивать на экстрадиции на родину предпринимателя Виктора Буту?
Владимир Сергеев : Думаю, что, да, безусловно, это влияет и имеет значение. Во всяком случае, один из моих клиентов, небезызвестный господин Быков, в ту пору владелец и собственник, кстати, председатель совета директоров Красноярского алюминиевого завода, которого экстрадировали из Венгрии, собственно говоря, оказался в такой ситуации, когда Россия требовала его выдачи. Венгрия выдала, по моим сведениям, по причине того, что Россия чуть ли не в ультимативной форме заявила о прекращении подачи газа на территорию этой республики. Это победа российской прокуратуры, которая настояла, требования которой были удовлетворены.
Сегодня, как бы по прошествии времени, уже можно говорить о том, что, да, обвинения против Быкова рассыпались, но на тот период времени это было действительно такое серьезное решение. Во всяком случае, Генеральный прокурор Российской Федерации, на тот период (это 1999 год), дал гарантию, что в отношении Быкова не будет применена смертная казнь. А вы сами понимаете, что это как бы нонсенс. Никто не может гарантировать в России, даже президент (президент может помиловать), никто не может предрешать решение российского суда. А вот прокурор Российской Федерации в 1999 году прогарантировал венгерскому Министерству юстиции о том, что в отношении Быкова не будет применена смертная казнь. Хотя статья, по которой требовали его экстрадиции, она предусматривала смертную казнь в качестве одной из мер ответственности.
Мумин Шакиров: Но вот вы знаете, есть еще одна юридическая такая загвоздка. Дело в том, что между Россией и Таиландом нет международных договоренностей по поводу экстрадиции людей, подозреваемых в совершении преступлений. В данном случае, как будет решаться проблема, если нет таких договоренностей между двумя странами?
Владимир Сергеев: Если нет соглашений об оказании правовой помощи, нет двусторонних каких-то договоров, нет конвенции, которая ратифицировала бы со своей стороны таланты России, то здесь вопрос как бы доброй воли. Посчитают возможным - передадут, а вот императивно требовать и ссылаться на какую-то норму конвенции, понятно, в данном случае, уже нет возможности.
Мумин Шакиров: Это был адвокат Владимир Сергеев. Информации о предпринимателе Викторе Буте пока немного. Известно, что к нему нет никаких претензий со стороны российских правоохранительных органов. А вот в 2006 году президент США Джордж Буш принял решение о замораживании активов ряда политических деятелей-предпринимателей, несущих, по мнению Белого дома, ответственность за непрекращающиеся вооруженные конфликты в демократической республике Конго. Среди них был и российский предприниматель Виктор Бут. Так, кто же все-таки Виктор Бут? Вот как характеризует этого предпринимателя известный писатель и журналист Юлия Латынина.
Юлия Латынина : Человек, который торговал оружием, очень крупный торговец оружием. Одни говорят - выходец из КГБ, другие - просто русский. Торговал он оружием в основном русским сначала из Западной группы войск, потом просто российское оружие. Судя по тому, что он совершенно спокойно находился в России в 2002 году, давал интервью, и не было к нему никаких претензий в самый разгар укрепления вертикали власти, значит, он торговал оружием как минимум с санкции тех людей, которые у нас строят вертикаль власти. Не было у них к нему претензий. Поэтому, конечно, требование об экстрадиции его в Россию выглядит довольно странно, выдвигаемое адвокатом. Потому что это означает, что его отвезут к подельникам и вряд ли какая-нибудь юстиция в мире пойдет на такой шаг.
Мумин Шакиров: На ваш взгляд, каковы шансы, что Таиланд экстрадирует под давлением российской прокуратуры, допустим?
Юлия Латынина : У России - нулевые. Я не думаю, что господина Бута когда-либо экстрадируют в Россию.
Мумин Шакиров: Торговал ли оружием Виктор Бут - предстоит выяснить правоохранительным органам Таиланда и США. По словам его адвокатов, предприниматель Бут позиционирует себя как крупный авиаперевозчик. Торговать оружием в России и за ее пределами может заниматься исключительно государство, считает военный обозреватель Александр Гольц.
Александр Гольц : Этим занимается государственная корпорация "Рособоронэкспорт". Как предприниматель, торгующий оружием, он не может существовать, этот Бут. Очевидно, он торговал каким-то другим оружием или должен был торговать каким-то другим оружием. Стало быть, его российскость заключается только в том, что он гражданин России.
Мумин Шакиров: В 2005 году ООН выступила с призывом ко всем странам заморозить имущество двух партнеров российского бизнесмена Виктора Бута, который обвиняется в торговле оружием и находится в международном розыске, пишет сетевое издание "Ньюсру.ком".