Петербургский Европейский университет, закрытый 8 февраля из-за несоответствия требованиям пожарной безопасности, заключил договор на временную аренду помещений.
Закрытие университета, в конце февраля лишенного лицензии на преподавание, вызвало широкий резонанс в обществе. Под открытыми письмами в его защиту подписались сотни ученых со всего мира, что показывает, насколько высок рейтинг университета, особенно известного тем, что он готовит блестящих социологов и политологов.
Говорит слушатель факультета политических наук и социологии Данис Гараев: «Диплом Европейского университета уже узнаваем за рубежом, поскольку Европейский университет сотрудничает с ведущими университетами мира. Это - знак качества. Несмотря на то, что это молодое учебное заведение, уровень подготовки, поскольку это постдипломное образование, достаточно высокий, один из самых лучших в России в сфере социальных и гуманитарных наук».
Закрытие Европейского университета заставило многих задуматься, нужны ли сегодняшней российской власти квалифицированные и честные специалисты в этой сфере, способные вскрыть такие процессы, происходящие в обществе, которые власть, быть может, предпочла бы не афишировать.
«Все это не может быть случайно, - уверен Гараев, - поскольку под предлогом нарушения правил пожарной безопасности можно закрыть, рискну предположить, большинство учебных заведений в России. Но почему-то пришли именно в Европейский университет. Возможно, не нужны дотошные социологи, дотошные политологи. Тогда я не понимаю: что, не нужна наука дотошная?»
Не сладко сейчас всем - и преподавателям, и студентам, особенно тем, кто приехал из других городов, как Данис Гараев, поступивший сюда из Казани. «Люди в растерянности, они не знают, что делать, - говорит он. - Учебного процесса нет, фактически поставлены под удар все слушатели и преподаватели. Но особенно тяжело региональным студентам, поскольку они оказались в подвешенном состоянии».
6 марта на официальном сайте Европейского университета появилась информация о том, что университет заключил договор на временную аренду помещений. Копии договора уже переданы в Комитет по науке и высшей школе Смольного, а также в Экспертный центр оценки дополнительного и среднего образования. К договору прилагается сопроводительное письмо ректора вуза Николая Вахтина, в котором он просит выдать университету временную лицензию на образовательную деятельность.
С кем же заключен договор? Николай Вахтин хранит тайну: «Пока из суеверных соображений ничего не скажу. Мы подали заявку в Комитет по науке и высшей школе, чтобы нам разрешили проводить занятия на временно арендованных площадях».
Председатель Комитета Александр Викторов недавно обещал, если будет найдено помещение, рассмотреть вопрос в течение трех дней, так что Николай Вахин ждет ответа в середине недели. Правда, вспоминается и другое – как тот же Викторов публично заявлял, что никто не собирается ни отбирать помещения у Европейского университета, ни закрывать его, а через несколько дней была приостановлена лицензия. Даже если преподавать на арендованных площадях разрешат, этот этап борьбы нельзя считать победой, говорит декан факультета этнологии Европейского университета Илья Утехин: «Я рассматриваю это в качестве знака того, что окончательное снятие осады не вовсе невозможно. Потому что, на самом деле, эта аренда решает проблему приостановки, но временно. Конечно, это не вполне полноценная мера. То, что я могу сейчас увидеть в Европейском университете, свидетельствует об очень серьезных работах по модификации всех этих пожарных условий. Там ободраны все стены, сейчас они уже даже покрашены, потому что работы ведутся и ночью, все делается очень быстро».
Из слов Ильи Утехина можно также понять, что арендованная площадь действительно поможет тем факультетам, которые не нашли способа эффективно справляться с ситуацией, где преподаватели не могут пригласить слушателей домой, где не налажено дистанционное обучение с помощью Интернета. Но на самом деле практически все факультеты все это время старались сделать максимум для того, чтобы закрытие университета не привело потом к критическому удлинению семестра в июле и вообще к полной остановке учебного процесса. В этом едины были и преподаватели, и слушатели.
События вокруг Европейского университета очень важны для общества в целом, они имеют диагностическое значение, от их понимания во многом зависит направление, в котором дальше будет двигаться страна, считает Илья Утехин. В ожидании возобновлении лицензии на преподавание прошла рассылка писем в защиту Европейского университета с шестью тысячами подписей. А предполагаемый срок окончания работ по устранению недостатков в противопожарной системе Европейского университета – 21 марта.