Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вера Володина.
Андрей Шароградский : На начавшемся сегодня судебном процессе по делу о мошенничестве коммандитного товарищества "Социальная инициатива" адвокаты обвиняемых попросили прокуратуру вернуть дело в прокуратуру, ссылаясь на оформление ряда процессуальных документов с нарушением закона. Руководители компании - Николай Карасев, его жена Наталия Карасева, дочь Лариса Мошкина, главный бухгалтер Сергей Литовченко и другие сотрудники. Их обвиняют в присвоении более миллиарда рублей, полученных от соинвесторов строительства жилья. Слушания сегодня проходили в закрытом режиме. В соответствии со статьей «Мошенничество в особо крупном размере и легализация похищенных денежных средств, совершенные организованной группой», обвиняемым грозит от 10 до 15 лет лишения свободы. Это уголовное дело против кампании, обманувшей соинвесторов по всей России - ее филиалы были в 170 городах- касается строительства только двух жилых комплексов на бульваре Маршала Рокоссовского, руководство кампании обвиняется в завладении мошенническим путем более 1,2 миллиарда рублей на строительство жилья для почти 800 вкладчиков, обязательств по строительству кампания не выполнила. Рассказывает Вера Володина.
Вера Володина : Большинство соинвесторов по этим двум объектам "Социальной инициативы" признаны генеральной прокуратурой потерпевшими - их 760 человек. Они будут вызываться в суд в качестве свидетелей. А само уголовное дело было возбуждено, в том числе, и по заявлениям этих обманутых граждан, но главным образом после протестных акций в Москве. Представитель инициативной группы соинвесторов Сергей Мазаев рассказывает, что квартир им от коммандитного товарищества уже не получить. Обещания обвиняемого сегодня в мошенничестве строительного подрядчика взяли на себя московские власти.
Сергей Мазаев : Выпущено постановление правительства по нашему объекту, где четко сказано, что никаких доплат нет. Собственно, это было и решение мэра, что правительство Москвы не собирается на нас зарабатывать денег. Поэтому я искренне надеюсь, что правительство Москвы выполнит свои обещания, хотя периодически возникают у некоторых чиновников идеи, чтобы собрать с нас еще деньги. Более того, по строительству наших объектов правительство Москвы денег не тратит. Строит инвестор за свои деньги. Была достигнута договоренность, в том числе и по увеличению объемов строительства для того, чтобы компенсировать, чтобы дело у застройщика тоже было не в минусе.
Вера Володина : Тем не менее, соинвесторы будут следить за ходом судебного процесса.
Сергей Мазаев : Следить мы за этим будем внимательно, потому что это в любом случае это нас интересует, и нас касается. Так или иначе, но "Социальная инициатива" привела нас к этой печальной ситуации. Если бы компания действовала так, как должна была бы действовать законопослушная компания, я думаю, мы бы не оказались в такой плачевной ситуации. Я не думаю, что эти компании были жертвами изменения в законе. Я думаю, это просто неправильная политика. "Социальная инициатива" же не информировала (во всяком случае, могу говорить за себя) меня, как своего клиента, о том, что у нее возникают проблемы. Вводили людей в заблуждение, зная, что дела идут достаточно плохо. А на одном из последних собраний, господин Карасев вообще сказал, что вы, мол, сами виноваты. Это бизнес.
Вера Володина : Совсем по-другому смотрит на ситуацию Сергей Зильберман, представитель другой инициативной группы в этом районе, противников строительства этих двух объектов "Социальной инициативы". Не один год в этом районе длится конфликт, и ломают заборы вокруг стройплощадки. Сергей объясняет, что "Социальная инициатива" не одна должна отвечать перед соинвесторами.
Сергей Зильберман : "Социальная инициатива", я ни в коем случае не выступаю в качестве ее адвоката, но надо отметить, что "Социальная инициатива" - это мощная компания, которая реально занималась строительством, инвестированием строительства. У нее там были десятки объектов, не только в Москве, многие из которых были или полностью построены, или на 80-90 процентов построены и реализованы. Строительство вообще сложное дело. Но когда проект настолько противозаконен, я бы сказал, криминален, когда надо получать разрешение на строительство в охранной зоне, когда вскрывалось то обстоятельство, что на другой площадке, на бульваре Рокоссовского (это Зеленая Горка) предполагалось строить на месте захоронения радиоактивных отходов. Это скрывалось, в том числе и от генподрядчика. Инициировался московскими властями, которые, на мой взгляд, являются главными виновниками той трагедии для более чем 800 человек, которые потеряли деньги. С другой стороны, для жителей окружающих домов (стройка предполагается там на маленьком пятачке в районе сложившегося строительства) и для экологии и природы, для которых просто губительно это строительство, просто катастрофические последствия иметь. Главную ответственность, конечно, должно нести московское правительство, в лице руководителя стройкомплекса Ресина, который с самого начала лоббировал это строительство, поддерживал, и по его личным распоряжениям выходили распорядительные документы, которые давали иллюзию, что там все нормально и можно строить.
Вера Володина : Соинвестор "Социальной инициативы" Сергей Мазаев возражает противнику стройки.
Сергей Мазаев : Люди, которые протестовали против строительства, говорили, что это территория "Лосиного острова", это неправда. Это доказано документально. Это не территория "Лосиного острова". Стройка там абсолютно законна. Это охранная зона "Лосиного острова". Согласно действующему законодательству строить в охранных зонах можно. Более того, сами вот эти так называемые защитники "Лосиного острова" живут там же, в той же самой охранной зоне. Их дома построены в той же самой охранной зоне "Лосиного острова". Рекультивация уже подходит к своему логическому завершению. Все нормы безопасности соблюдаются. Более того, организован штаб по рекультивации, который функционирует. На каждом штабе докладывался объем выработанного грунта, процент зараженного грунта. То есть все происходит согласно законодательству. Никаких нарушений там не зафиксировано.
Вера Володина : Сергей Мазаев цитирует московского мэра, пообещавшего российскому президенту построить дома обманутым соинвесторам в 2008 году. Он полагает, что к 1 кварталу 2009 года они точно получат квартиры. А Сергей Зильберман обращает внимание на то, что на объекте за год сменился уже третий подрядчик.
Сергей Зильберман : Они полгода что-то начинают делать - подготовительные работы, плата за аренду, охрана участка, дорожки, деревья вырубили, кстати, 200 деревьев вырубили. А потом выясняется, что ни копейки не платят. Они, понеся убытки, считают за счастье вообще унести ноги от этого проекта. Поэтому за год сейчас уже третий генподрядчик. За год - третий генподрядчик.
Вера Володина : Сегодняшний подрядчик Мосстроймеханизация-5 работает, успокаивает Сергей Мазаев, квартиры обещаны московским правительством. А на вопрос - если бы знал наперед, понес бы деньги в коммандитное товарищество? - отвечает так:
Сергей Мазаев : Нет. Я понял одно, что делать инвестиции - это достаточно опасное дело, тем более что мы же делали инвестиции, мы покупали квартиры. Просто были такие схемы. То, чего искренне бы хотелось, чтобы произошло, чтобы были жесткие регламентирующие правила для всех инвесторов-застройщиков, прежде чем они могли продавать эти квартиры. Должна быть единая база данных по всем инвесторам, по всем объектам. Сделать технически это возможно. Тогда, возможно, будет наведен порядок. Много крупных компаний также продолжают не работать по 214 закону, то есть в законах есть лазейки. Они это используют. И сейчас опять-таки никто не гарантирован оттого, что, допустим, через 2-3 года могут появиться новые обманутые дольщики.