Государственная Дума России рассмотрит в четверг 13 марта обращение властей Абхазии и Южной Осетии о признании этих республик независимыми. Тем временем на прошлой неделе Россия вышла из режима экономической блокады, начатой странами СНГ в отношении Абхазии в 1996 году. После косовского инцидента Россия намерена строить торгово-экономические отношения с республикой как с субъектом международного права.
Однако на абхазском участке российско-грузинской границы после решения России о снятии эмбарго за неделю ничего не изменилось. По-прежнему граждане Абхазии и России пересекают границу в упрощенном, то есть безвизовом режиме. Что касается торговли, то предметом импорта в Россию из Абхазии, как и все последние годы, остаются мандарины и цветы.
Впрочем, особого всплеска в развитии экономических отношений с соседней республикой бизнесмены не прогнозируют. По мнению некоторых из них, Абхазия нужна России в бизнес-плане в преддверии большого олимпийского строительства в Сочи. Так считает, в частности сочинский предприниматель
Семен Учадзе:
«Это сейчас делается, что бы под олимпийские объекты заселить туда людей, свободно перемещаться и возить оттуда стройматериалы. Весь смысл в этом. Так что чисто для людей, я думаю, что мало что изменится. Нам с ними бизнес вести нельзя. Кто будет вкладывать? У них вообще ничего нет. Это тупик. Для нас по большому бизнесу Абхазия – это тупик. Если бы железная дорога работала до Еревана, как работала она раньше, тогда уже другая ситуация. А так они по олимпийским делам будут только ездить, возить оттуда щебенку, цемент и прочие дела».
Возможность использовать ресурсы соседнего государства выглядит весьма привлекательно, считают эксперты. Завозить стройматериалы из России дорого и накладно. А тут, по соседству – рабочая сила, месторождения инертных материалов. Правда, как заявил министр регионального развития Российской Федерации Дмитрий Козак, решать вопрос о привлечении ресурсов будут подрядчики строители олимпийских объектов, то есть частные фирмы и компании, а не государство. Но олимпийскую подоплеку в решении вопроса о выходе из режима запрета на торгово-экономические связи с Абхазией не отрицает даже президент непризнанной республики Сергей Багапш: «Впереди Олимпиада в Сочи. В связи с этим возникает много вопросов. Это касается и тех объектов, которые будут строиться. Это касается безопасности Абхазии и укрепления ее границ».
Между тем экономические отношения России и Абхазии касаются не только будущей Олимпиады-2014, но и туристического бизнеса. Ни для кого не секрет, что российские туристы позволяют зарабатывать Абхазии на еще с советских времен популярных достопримечательностях. А российский турбизнес вкладывает деньги в бывшие советские здравницы на берегу Черного моря по ту сторону границы.
После официального заявления России о выходе из блокады, власти непризнанной республики в первую очередь рассчитывают на возобновление транспортного сообщения между Россией и Абхазией, а затем и на развитие торгово-экономических отношений. Однако отказавшись от эмбарго, Россия де-юре не признала независимость республики, а значит, абхазский участок российско-грузинской границы сохраняет свой прежний статус.