Лидеры стран ЕС на своей двухдневной встрече в Брюсселе договорились о параметрах соглашения о противодействии глобальному потеплению, которое должно быть подписано до конца этого года.
Европейские СМИ называют большой победой саммита соглашение снизить к 2020 году выбросы парниковых газов на 20%. Премьер Словении (сейчас она председательствует в ЕС) назвал его третьей промышленной революцией.
На пресс-конференции, которой глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу предворил саммит, он предупредил лидеров Европы, что если им не удастся договориться о снижении выбросов газов, то доверие к ним упадет до нуля. Согласие в итоге было обеспечено, но пути реализации запланированного по-прежнему весьма туманны. Ряд промышленно развитых государств ЕС (в их числе Германия, Франция, Италия, Австрия, Чехия) настаивают на том, чтобы для них было сделано исключение – в противном случае расположенные на их территории энергоемкие заводы будут переводиться в страны, где они могут действовать более свободно.
Под сомнение можно поставить и сами целевые параметры «третьей революции». В 2050 Европа должна производить не более половины от сегодняшнего объема СО2, а доля нетрадиционных источников энергии в их общем потребляемом объеме должна вырасти до 20%. Автомобильному топливу предписано на 10% состоять из компонентов растительного происхождения. Инерционность стратегического планирования дает о себе знать – как представляется сегодня, мода на «зеленый» бензин уже привела к резкому росту цен на продовольствие.
Не все гладко и с реализацией теоретически безупречного тезиса о либерализации энергетического рынка. Против него выступают прежде всего те страны, которые до сих пор считались мотором европейской интеграции, т.е. Германия и Франция. Это отнюдь не простая задача. Достижение единства в ЕС даже по безусловно главным вопросам становится все более сложным. Это относится, например, к визовой политике. Европа фактически отказалась от проведений общей линии в переговорах по этому вопросу с США. Сейчас они фактически идут по двум направлениям. Еврокомиссия пытается добиться в этой области льгот для новых членов ЕС, последние же начинают заключать сепаратные соглашения с Вашингтоном самостоятельно.