Ссылки для упрощенного доступа

Рост цен на хлеб и молоко замедлится. Мясо уже дешевеет


В цене буханки теперь заложен и спекулятивный фактор: на зерновом рынке инвесторы зарабатывают теперь почти как на нефтяном
В цене буханки теперь заложен и спекулятивный фактор: на зерновом рынке инвесторы зарабатывают теперь почти как на нефтяном

Продукты питания дорожают в России такими темпами, что их пытаются ограничить не только волевыми решениями, но и возрождением прямого
госрегулирования цен. Однако эксперты прогнозируют, что рост цен на отдельные продукты замедлится; некоторые из них уже дешевеют.


В разных регионах России местные администрации всеми способами договариваются с хлебозаводами не повышать цены на хлеб или даже их снижать. Но если в итоге производство станет для хлебозаводов и вовсе убыточным, кто захочет его продолжать?


В целом рентабельность в хлебопечении существенно снизилась в этом сезоне, соглашается исполнительный директор исследовательского центра «Совэкон» Андрей Сизов. Цены на муку с начала года выросли на 30% и более, а хлеб, по официальным данным, подорожал в среднем на 4% с небольшим. Соответственно, растет себестоимость его производства, а рентабельность хлебозаводов снижается.
Однако масштабы этого снижения, по словам Сизова, неодинаковы и зависят во многом от того, какой именно хлеб производится. Если - самые дешевые сорта, да еще хлебозаводы подпадают под административное давление местных властей, действительно рентабельность таких производств может быть нулевой и даже отрицательной.


Россия является крупным производителем и экспортером зерна. Однако в последние недели внутренние цены на пшеницу уже превысили цены на западных рынках. Это связано с тем, что мировой рынок уже, очевидно, прошел очередной сезонный пик цен, и цены снижаются в преддверии нового, относительно неплохого урожая пшеницы, полагает Андрей Сизов. В России этот максимум - еще впереди. «По крайней мере, к началу нового сельскохозяйственного сезона, то есть к июлю, российские цены сравняются с мировыми и даже будут немного ниже».


Впрочем, уровень мировых цен на зерно определяют теперь не только привычные факторы - соотношение спроса и предложения или объемы складских запасов зерна. «К ним добавились чисто финансовые спекуляции, - говорит директор мюнхенского исследовательского института IFO Манфред Шепе. – Посмотрите, на зерновых фьючерсах инвесторы теперь зарабатывают чуть ли не так же, как на нефтяных!..»


Мясо, оказывается, дешевеет


Цены на зерно во многом определяют и уровень цен на мясо. В 2007 году рост последних составил от 1% до 10%, отмечает директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Больше всего подорожало мясо птицы – на 10,5%. Цены на свинину выросли за год на 5%, а на говядину - всего на 1%. Но интересно, что в первом квартале 2008 года ситуация изменилась. Мясо птицы подешевело в среднем на 3%, а свинины - на 1%. И лишь говядина, в отличие от прошлого года, подорожала на 2,5%.


Доля импорта в общем объеме потребляемого в России мяса составляет ныне 32,5%, но его «вклад» в общий рост цен на мясо оказался значительно меньшим, чем собственного производства. Так, по данным Института аграрного маркетинга, тушки бройлеров российского производства подорожали в 2007 году на 15%, а импортные - на 9%. Примерно такое же соотношение на рынке свинины: рост цен российских производителей составил около 6%, а на импортную свинину - 3%. Наконец, российская говядина подорожала за год на 3%, а импортная - на 1%.


В отличие от несильно подорожавшего мяса, рост цен на молочную продукцию в прошлом году оказался внушительным. В первую очередь – на само молоко, кефир и йогурты, а также на сыры, отмечает Елена Тюрина. «Причем рост цен на молочные продукты связан не столько с тем, что увеличивается спрос на них, сколько с тем, что объемы производства в стране сырья для них не соответствуют спросу переработчиков. Плюс - в этом году резко подорожали корма».


В Европе цены на молочные продукты в прошлом году выросли более чем наполовину. Однако в последние месяцы этот рост явно замедлился, отмечает Манфред Шепе. «В первую очередь, на масло и сухое молоко. Но на перспективу можно с уверенностью говорить о том, что возвращения к прежним, относительно низким ценам на молочные продукты, увы, не будет!..»


Спрос на них по-прежнему превышает объемы производства, и эта тенденция сохранится в ближайшем будущем, отмечает директор института IFO. Хотя, конечно, отрасль, стимулируемая высокими ценами, будет наращивать свои мощности. «В целом, хотя возврата к прежним ценам не будет, думаю, в ближайшем будущем, их новое повышение будет уже незначительным».


В России рост цен на молочные продукты также, скорее всего, замедлится в этом году, прогнозирует Елена Тюрина. Они, конечно, будут зависеть от цен на зерно и от урожая текущего года. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявил, выступая в Совете Федерации, что урожай зерновых составит не менее 85 миллионов тонн, на 3 миллиона тонн больше, чем в 2007-ом. «Но уже нынешний уровень цен очень высок для потребителей, - говорит Елена Тюрина. – Производители вскоре просто не смогут надеяться на новые их повышения, так как ограниченный платежеспособный спрос населения вынудит их в этом случае просто снижать объемы продаж».

Новые инвестпроекты


Эксперты отмечают значительно возросший в последнее время интерес частных инвесторов к проектам в сельском хозяйстве России. В индустрии хлебопечения, дела в целом обстоят отнюдь не так плохо, как может показаться, поясняет Андрей Сизов, и говорить, что это - планово убыточный бизнес, не приходится.


Буквально на прошлой неделе финская компания Fazer, самый крупный западный инвестор в российском хлебопечении, объявила о планах строительства нового хлебозавода на 100 миллионов евро в Ленинградской области. «Не думаю, что, если бы этот бизнес был убыточным, инвесторы решались на столь крупные вложения».


В индустрии мукомольной все намного хуже, говорит Сизов. Рентабельность здесь действительно минимальна – 1-3%, конкуренция - высока, а мощности - избыточны. «Оставшиеся в целом еще с советских времен, они сегодня в России в загружены в среднем лишь наполовину. И, в отличие от индустрии хлебопечения, мукомолы, «зажатые» между поставщиками сырья и хлебозаводами, фактически не имеют выхода на конечного покупателя».


В производстве мяса новые проекты исчисляются десятками, говорит Елена Тюрина. В 2007 году только в секторе свинины эксперты насчитали их больше сотни, при этом не менее десяти из них предполагают создание самых крупных свиноферм, каких до сих пор в стране не строили.


Еще более крупные новые мощности планируются в секторе производства молока. В среднем нынешние молочные фермы в России рассчитаны на 400-600 голов скота, поясняет Тюрина, а планируемые – на 1000-1500. «Соответственно, через какое-то время можно ожидать значительного увеличения производства молока, которого сегодня так остро не хватает его переработчикам».


XS
SM
MD
LG