Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марьяна Торочешникова.
Марк Крутов: Сегодня в Сыктывкаре после небольшого перерыва продолжаются слушания по делу российского блогера Саввы Терентьева. За комментарий в чужом интернет-журнале с критикой в адрес милиционеров его обвиняют в возбуждении ненависти, вражды и унижении человеческого достоинства. Правозащитники заявляют об абсурдности предъявленных обвинений, называя уголовное дело очередной попыткой властей ограничить свободу слова в интернете. Если Савва Терентьев будет осужден, его судьба может ждать тысячи российских интернет-пользователей.
Марьяна Торочешникова: Это второе заседание Сыктывкарского городского суда по делу Саввы Терентьева. Первое состоялось в конце марта. Тогда Савва Терентьев сделал несколько заявлений. Во-первых, он признал, что комментарий ставший причиной судебного разбирательства, в чужом интернет-дневние оставил именно он. Обвинению доказать это было бы практически невозможно, поскольку эксперты не могли подтвердить, что именно Терентьев оставил запись. Его пароль знали многие, как у многих был и доступ к его компьютеру. Во-вторых, Терентьев извинился перед теми, кого его комментарий мог оскорбить или как-то задеть. Но при этом заявил, что виновным в том преступлении, которое инкриминирует ему обвинение, себя не признает. Говорит адвокат Саввы Терентьева Владислав Коснырев.
Владислав Коснырев: Он пояснил, что у него не было цели унизить кого-то и уж тем более возбудить в ком-то вражду, неприязнь. Как он пояснил, он лишь высказал резкое по форме мнение касательно худшей части сотрудников МВД. Именно этих сотрудников милиции он и назвал "неверными ментами".
Марьяна Торочешникова: О Савве Терентьеве, известном в блогосфере под именем terentyev (http://terentyev.livejournal.com) и возбужденном в отношении него уголовном деле заговорили в прошлом году. Вскоре после того, как он оставил комментарий в интернет-дневнике другого пользователя "Живого журнала" сыктывкарского журналиста Бориса Суранова. В небольшом комментарии к записи о «буднях милиции» Терентьев раскритиковал отдельных представителей правоохранительных органов, назвав их «неверными ментами», и предложил сжигать их в печи на центральной площади города. В прокуратуре Сыктывкара, похоже, посчитали подобную критику чрезмерной, и 14 марта прошлого года по факту размещения комментария блогера terentyev было возбуждено уголовное дело по 1 части 282 статьи уголовного кодекса (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).
Однако, по мнению адвоката Саввы Терентьева Владислава Коснырева, в действиях его подзащитного вообще отсутствует состав преступления. А само это дело не что иное, как покушение на свободу слова, поскольку у любого россиянина есть право плохо отзываться о представителях власти.
Владислав Коснырев: Я полагаю, что уголовное преследование Саввы не является необходимым в демократическом обществе. Более того, я убежден, что в случае, если Савва будет осужден, даже если ему не будет назначено реальное наказание в виде лишения свободы, то это приведет к тому, что пострадают интересы общества по поддержанию дискуссии, открытой, свободной, по общественно значимым вопросам.
Марьяна Торочешникова: Дело сыктывкарского блоггера становится поводом для многочисленных дискуссий. Так, в Сыктывкаре состоялся круглый стол, участники которого пытались ответить на вопрос «Савва Терентьев - преступник, правонарушитель или болтун?». Говорит член Общественной палаты Республики Коми, председатель Еврейской национально-культурной автономии Республики Коми Леонид Зильберг...
Леонид Зильберг: Реплика, безусловно, идиотская. Это самое подходящее для нее название. Но несомненно то, что Савва Терентьев считал, что находится, условно говоря, в пространстве своей личной кухни, не более того, то есть это определенный круг, очень узкий. И понятно, что он никаких пропагандистских целей не ставил, не собирался за пределы этого круга выходить. В результате совместной деятельности... вот этой мимолетной глупости Саввы Терентьева и совершенно бессмысленного поведения силовых структур, которые его преследуют, дело приобрело какой-то колоссальный оборот, и вот уже много месяцев большое количество умных людей обсуждают абсолютную чушь. Опять-таки, Савва Терентьев в этой ситуации выглядит лучше, потому что на первом же заседании суда он извинился перед всеми, кто мог почувствовать себя обиженными, и на этом дело должно быть исчерпано, это совершенно очевидно. Меня приглашали на круглый стол высказаться по поводу того, что муссируется тема антисемитизма. Категорически отвергаю наличие антисемитизма в высказываниях Саввы Терентьева. Чрезвычайно неудачно, в дурацком совершенно контексте использование слова "Освенцим" и так далее - да, придает какую-то непонятную окраску всему этому, но никакого антисемитизма здесь нет и не предполагалось, и вообще все это выеденного яйца не стоит.
Марьяна Торочешникова: По мнению юриста Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Александра Островского, дело сыктывкарского блогера действительно нанесло серьезный ущерб престижу милиции. Но виновником в этом случае нужно считать не Терентьева, а того, кто это дело возбудил.
Александр Островский: В правоохранительные органы поступает достаточно много людей, недостаточно подготовленных для этой работы. Действительно, они очень часто ведут себя некорректно, действительно, незаконные действия милиционеров надо выжигать каленым железом. К этому, естественно, никто не мог серьезно отнестись, к высказыванию Саввы Терентьева о том, что милиционеров следует сжигать на Стахановской площади. Это воспринимается лично мною, как гипербола, и ничего более. Считаю, что на самом деле социальной группе милиционеров этой историей нанесен величайший вред, но вред этот нанесли те люди, которые возбудили уголовное дело. Это позор, это безобразие, это развращает сотрудником милиции, и самое главное, это серьезно развращает тех сотрудников, которые приходят работать и видят, чем занимаются их коллеги вместо того, чтобы ловить реальных людей, совершающих преступления в этой области. Ну, это же безобразие! Ну, давайте тогда признаем средством массовой информации забор, на заборах тоже иногда пишут гадости, их читает много людей. Это тоже что ли средство массовой информации? Достаточно давно занимаюсь судебной практикой и такое огромное количество преступлений, о которых сообщали в правоохранительные органы по надписям... по фашистской свастике сообщали в милицию очень часто, милиция не посчитала необходимым возбуждать уголовное дело по этим обстоятельствам, а вот Савва оскорбил милицию.
Марьяна Торочешникова: Впрочем, последнее слово остается за судьей. Разве что прокурор откажется от обвинения, но в эту вероятность адвокаты Терентьева не слишком верят.