Во вторник в Москве открывается VIII съезд журналистов России. Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко рассказал в интервью Радио Свобода о тех реформах, которые ждут Союз в ближайшее время.
– Будет ли какая-то главная тема у этого съезда?
– Мы должны понять, каким образом Союз журналистов России будет выходить из того кризиса, в котором оказалась наша российская журналистика, и как этот союз будет реформироваться для того, чтобы эти проблемы решить.
– В чем именно заключается этот кризис? Каковы его признаки?
– Вообще, это часть мирового кризиса журналистики. Этот кризис выражается в падении качества, в падении доверия и в снижении роли журналиста в обществе, и в том сокращении пространства свободы СМИ, которое происходит в нашей стране. Это происходит не только в России, но в России это проявляется особенно остро. Поэтому программа, которую мы хотим принять на съезде, предусматривает четыре основных блока. Это защита журналистики как формы общественного сознания, как самостоятельной и свободной творческой профессии, какой у нас очень мало осталось. Второй блок - это защита трудовых, профессиональных и социальных прав и интересов журналистов, прежде всего, создание и развитие профсоюзов. Третий блок – это защита экономических интересов СМИ, медийного рынка. Это серьезная работа и на рекламном рынке, на рынке программного обеспечения. В рамках этой программы идет наша акция с Microsoft. Кстати говоря, объявили о своем намерении присоединиться к этой акции другие крупнейшие производители программного продукта, впервые в мире по инициативе Союза журналистов России разработана такая серьезная программа. И, наконец, четвертый блок - это реформа самого союза. Союз, безусловно, должен быть кардинальным образом реформирован и о том, каким образом это должно произойти, пойдет разговор на съезде.
– Какую роль в решении проблем журналистов играют взаимоотношения Союза с властью?
– Защищать интересы журналистов, никак не взаимодействуя с властью, довольно сложно. Вопрос ставится таким образом: Союз журналистов России, безусловно, не должен пытаться встраиваться во власть, потому что это самоубийство союза. Он должен критиковать власть за попытки наступления на свободу слова, что мы и делаем. Но, с другой стороны, мы должны взаимодействовать с властью и такой опыт взаимодействия у нас есть. Мы очень плотно работаем с Федеральной антимонопольной службой, в частности в вопросах распространения СМИ. Взаимодействуем с Росохранкультурой, с которой мы договорились о механизме наказания чиновников, которые нарушают права журналистов.
– Это должны быть равноправные партнерские отношения. Более того, я думаю, что наш опыт многолетнего мониторинга медийных конфликтов и рейтинга свободы СМИ в регионах, который мы ведем на протяжении целого ряда лет, может помочь власти, в том числе и в оценке деятельности губернаторов. Это еще одна программа, которую мы развиваем в рамках Союза журналистов России и Института общественной экспертизы.
– Будет на этом съезде дискуссия об этике и репутации в журналистике? Я приведу только два примера за последние несколько месяцев. Нескольких журналистов обвинили в вымогательстве, ситуация с «Московским корреспондентом» (публикации слухов о женитьбе президента). Может ли обостриться и возникнуть вообще такая дискуссия на этом фоне?
– Вопрос о журналистской этике и институте репутации в СМИ, да и не только в СМИ, а в обществе в целом, это вообще центральный вопрос. Здесь речь идет о самозащите профессии. Если журналистика утрачивает доверие, то ее становится очень сложно защищать. Созданы институты вырабатывания репутации, институты ее поддержания. В частности большое жюри Союза журналистов России, Общественная коллегия по жалобам на прессу, они сегодня достаточно эффективно работают. Безусловно, они нуждаются в поддержке, они нуждаются в общественном признании. По сути дела Союз - это, с одной стороны, такая большая общероссийская машина по выработке институтов репутации и доверия, а с другой стороны, это такая контора по оказанию услуг журналистам и средствам массовой информации. Союз должен оказывать журналистам и средствам массовой информации конкретные услуги, которые можно потрогать, пощупать руками, которые можно оценить количественно. Вот такая это должна быть организация.
– В каком направлении будет двигаться предполагаемая реформа Союза журналистов?
– Реформа Союза должна быть, прежде всего, в сторону перехода на деловой лад. У журналиста не должен возникать вопрос, «а зачем мне союз». Мы договорились с компанией Microsoft, с компанией Adobe и с фирмой 1C о том, что они делают скидку для средств массовой информации на свои продукты до 40%. Это совершенно конкретная услуга, которую Союз журналистов России оказал средствам массовой информации и всем журналистам. Это услуга, которую можно потрогать, она выражается в десятках миллионов долларов.
– Или другой пример. У нас пять лет назад уровень журналистов с высшим журналистским образованием составлял 18%. Мы запустили целевую комплексную программу по дополнительному образованию журналистов. На сегодняшний момент количество журналистов с высшим журналистским образованием возросло до 28%. Программа, которую мы должны сейчас принять, должна повысить этот уровень до 40%. Это совершенно конкретная услуга на рынке журналистского образования. Мы должны действовать таким образом, чтобы мы всегда могли сказать: «ребята, вот с союзом вы получаете то-то и то-то, а без союза у вас этого не будет». Это, может быть, прагматичный подход, но он должен лежать в основе организации, которая претендует на то, чтобы быть с одной стороны творческой, с другой стороны – профессиональной, а с третьей стороны, организацией, которая должна вызывать доверие и уважение.