Программу ведет Евгения Назарец. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вера Володина.
Евгения Назарец: Социальная карта столичного школьника, служащая и носителем персональной информации об ученике, и средством расчета в школьных буфетах, оказалась кредитной. Около 70 московских школьников, покупая обеды и, как можно догадаться, не отказывая себе в сладких лакомствах, стали должниками Банка Москвы, точнее, эта участь постигла их родителей. Долги школьников – от 150 рублей до нескольких тысяч. В итоге разбирательства выяснилось, что виноваты не школьники-транжиры, не банк, который открыл кредит несовершеннолетним, а во всем обвинили программы, установленные в буфетных терминалах трех школ Северо-Западного округа Москвы.
Вера Володина: Социальные карты школьника – это экспериментальная программа столичных властей. Осенью прошлого года дети получили электронные карточки, родители перечисляли на карточки небольшие суммы для расчетов в буфетах, где были установлены специальные терминалы. Этот проект реализует Банк Москвы, столичные власти оценивают проект успешным. Сбой произошел в трех школах одного из округов Москвы, там карточки действовали как кредитные. Это коснулось менее сотни школьников, объяснил управляющий директор блока розничного бизнеса Банка Москвы Алексей Клецко.
Алексей Клецко: Карточка учащегося, которая выпускается Банком Москвы совместно с правительством города, используется во всех школах, но конкретные данные - технический эксперимент использования этих новых терминалов проводился только в трех школах Северо-Западной префектуры. И вот только там, к сожалению, возникли такие накладки. Во всех остальных такая ситуация возникнуть не может. Эти карточки, с которыми мы проводили эксперимент в Северо-Западной префектуре, они могут работать только в трех школах, с которыми проводился эксперимент. То есть испытывался ряд технологических платформ, в том числе и эта. Данные терминалы, они испытывались только в трех школах. В этих терминалах оказалось необходимым поставить совсем новое программное обеспечение, которого у нас не было на тот момент, хотя мы рассчитывали на его получение, и там ряд технологических сбоев был, и ряд карт действительно начал работать фактически как карты с овердрафтом. То есть у них такие же дебетовые карты, но они позволяли получать небольшой овердрафт.
Вера Володина: С позиции банка сумма небольшая - несколько десятков тысяч рублей в период с октября по апрель, но для родителей кредитовавшихся школьников новость стала неожиданной и неприятной. Так в банке оценивают количество должников и суммы.
Алексей Клецко: В среднем там задолженность по этим карточкам около 150 рублей или 200. То есть там ситуация такая, что там овердрафт не постоянный, что-то родители вносили, его погашали, а потом он снова образовывался. Система была задумана именно так, чтобы родители могли вносить деньги на эти карточки, что они, собственно говоря, и делали. У ряда школьников действительно образовались достаточно заметные суммы, где-то около 2-3 тысяч рублей, таких человек 8 набралось. Но опять же есть там 700 школьников, которые, собственно говоря, учатся в этих трех школах, которым были выданы эти карточки, а собственно карточек с овердрафтом образовалось около 70.
Вера Володина: В публикациях в СМИ по этому поводу появились комментарии юристов. Они предлагают по долгам не платить, судиться с банком и рассматривать эту ситуацию как навязанную услугу. Письма с предложением заплатить долги и проценты пришли в администрации школ в начале апреля и вызвали недовольство как руководства школ, так и родителей. Точка зрения Алексея Клецко.
Алексей Клецко: Понятно, что если были какие-то деньги кем-то потрачены, то, наверное, они должны быть возвращены в банк. Другое дело, что понятно, учитывая специфику ситуации, учитывая то, что это был эксперимент социальной направленности, естественно, банк не будет предъявлять каких-то жестких мер для изъятия этих денег. Мы будем рассматривать каждый случай в отдельности.
Вера Володина: Газета «Новые Известия» привела мнение руководителя отдела специальных проектов Банка Москвы Алексея Норин: «Беспокоиться школам и родителям не о чем, процентов по кредитным операциям мы с них требовать не собираемся». Алексей Клецко объяснил, что не пройдет и месяца, как во всех трех школах работу буфетных терминалы откорректируют.
Алексей Клецко: В эти терминалы поставим новое программное обеспечение, которое фактически будет контролировать списки тех людей, у которых образовались эти овердрафты. Она просто не даст им возможность брать новые. Ну, и если родители не дадут согласие, они, собственно говоря, и во всем остальным карточкам не дадут возможность воспользоваться овердрафтом. Это раз. Во-вторых, мы предприняли ряд совершенно административных шагов, то есть теперь в каждой столовой есть список школьников, у которых есть достаточно большие суммы овердрафтов, и им, соответственно, предлагается погасить эти овердрафты или, по крайней мере, не набирать новых.
Вера Володина: В целом система школьных электронных карточек в Москве работает исправно, а расходы школьников, набравших буфетные кредиты, контролируют пока родители. Дети расплачиваются за обеды как по карточке, так и наличными.
Алексей Клецко: Они могут эти воспользоваться, точно так же как пользовались и раньше, то есть они могут внести наличные или платить наличными.