Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие обозреватель "Новой газеты" Лариса Малюкова .
Андрей Шарый: Сегодня на экраны в России выходит фильм "Гнездо жаворонка" итальянских режиссеров Витторио и Паоло Тавиани, посвященный теме геноцида армян и снятый по роману итальянки армянского происхождения Антонии Арслан. О причинах, по которым эти болезненные темы привлекают внимание мастеров кино, я беседовал с известным московским кинокритиком, обозревателем "Новой газеты" Ларисой Малюковой.
Несколько лет назад вышел фильм Атома Эгояна "Арарат", но он этнический армянин, хотя и канадский режиссер, там понятно, и позиция его понятна. С чего вдруг братья Тавиани взялись за эту тему, как вы думаете?
Лариса Малюкова: Как раз это еще проще. Вы знаете, когда вышла картина Эгояна и была показана в Италии, возникли проблемы с прокатом очень серьезные, и в связи с этим, и в связи с картиной как раз Атома Эгояна возник такой крупный скандал, очень многие люди, в том числе люди искусства, благодаря именно этому скандалу узнали вообще о событиях 24 апреля, начатый геноцид в 1915 году. Просто братья Тавиани признаются, что они об этом узнали три года назад и именно в связи с картиной Эгояна. Важно об этом говорить, размышлять, что это было на самом деле, как это было. И когда люди думают об этом, они узнают в том числе историю своей страны.
Андрей Шарый: Вам понравилась картина сама?
Лариса Малюкова: Если честно, она мне, ну, не могу сказать, что очень понравилась, у меня даже в этой теме свои эстетические приоритеты, но сказать, что это плохая картина, я не могу.
Андрей Шарый: А с чем это связано? Я помню экранизацию "Воскресенья" братьев Тавиани. Ну, бесспорно, талантливые кинематографисты, опытные, с отличным набором актеров, но какой-то там тоже был изъян. Что с этим фильмом?
Лариса Малюкова: Вы абсолютно правы. То же самое, очень похожее кино. Все сделано чисто, грамотно, хорошо смонтировано, хорошие актерские работы, серьезные, известные актеры, с мировыми именами, тем не менее это такая... ну, на мой взгляд, приличная телевизионная работа, как и "Воскресенье", как вы говорили.
Андрей Шарый: Есть опасность, когда крупные режиссеры художественного кино берутся за темы, почти публицистические. Может быть, в этом причина?
Лариса Малюкова: Не знаю, как относиться к "Списку Шиндлера", тоже довольно сложно... Иногда такие вещи важны. Мы же привыкли судить только по критериям искусства, но есть еще и события социокультурного значения. И когда выходит "Список Шиндлера", это больше, чем просто фильм, о котором мы с вами будем говорить. Поэтому мне кажется, что, конечно, лучше, чтобы это были гениальные произведения искусства. Но я могу понять художника, который, извините за пошлость, не может молчать. Каждое высказывание международное на эту тему мне кажется очень важным. Вы же видите, какой резонанс в мире не только производят картины, поставленные, но только желание поставить картину.