Ссылки для упрощенного доступа

Специалисты предупреждают о кадровых проблемах космонавтики


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Андрей Шароградский: Как готовятся сейчас кадры для ракетно-космических отраслей, промышленности и науки? Специалисты предупреждают, что если сегодня не решать кадровых проблем космонавтики, то завтра может быть уже поздно.



Татьяна Вольтская: Ученые говорят о том, что в скором времени существенно расширит сферу своей деятельности орбитальная космонавтика, которая сможет решать не только научно-прикладные, но и чисто технические задачи. Один из проектов, например, основан на использовании лунной пыли для получения Гелия-3, топлива для термоядерных установок будущего. Может быть освоена технология сборки космических конструкций на базе орбитальных станций с последующим их выведением на орбиты других планет. Продолжается развитие космических средств связи. Однако проблемы, возникшие с внедрением системы "Глонасс", были неизбежны, поскольку в 90-е годы в результате кадровой ямы и массового ухода специалистов среднего возраста нарушилась технологическая цепочка, не восстановленная и по сей день, считает ректор Балтийского государственного технического университета ВОИНМЕХ Олег Ипатов.



Олег Ипатов: Всего в России 10 вузов, которые причастны к решению кадровой проблемы космической отрасли. Девять объединены в ассоциацию "Национальный аэрокосмический университет", от Питера входят ГОАП и ВОИНМЕХ туда. Ассоциация ведет работу сейчас с крупными корпорациями на организацию такой корпоративной формы образования для космической отрасли. На северо-западе тоже создана ассоциация, она носит название Североевропейский космический консорциум. Он объединяет 18 предприятий и учебных заведений, которые занимаются вообще развитием космической отрасли здесь, на северо-западе.


Проблема в чем состоит? Что промышленность сейчас в России испытывает процесс формирования крупных холдингов, выстраивается кадровая политика для каждой корпорации. И вот здесь идет не все просто, потому что есть разные модели развития корпоративного образования, есть немецкая модель, есть американская модель, есть советская модель, и вот здесь идет сейчас определенное выстраивание системы взаимоотношений. Но я думаю, что пройдет два-три года и все это выстроится во встроенную систему, потому что по моим прогнозам, 2011 год и, наверное, это будет кадровой катастрофой, когда демографический спад достигнет своей ямы, и когда просто даже физически выпускников не будет хватать, чтобы закрыть потребности промышленности, я уже не буду говорить по отраслям. К этому моменту, я думаю, система взаимодействия между корпорациями, в том числе космической отрасли, и учебными заведениями, в том числе военными учебными и гражданскими учебными заведениями, работающими на космонавтике, они оформятся окончательно.



Татьяна Вольтская: Единственный российский вуз, имеющий собственную орбитальную группировку малых научно-образовательных аппаратов, это Военно-космическая академия имени Можайского. Здесь на практике отрабатывают новые технологии летной эксплуатации перспективных космических аппаратов, проводят уникальные космические эксперименты. Здесь очень много студенческих разработок. Говорит временно исполняющий обязанности заместителя начальника Военно-космической академии имени Можайского по научной работе полковник Николай Кужекин.



Николай Кужекин: Академия уже достаточно долго работает над проблемой создания малых космических аппаратов. Мы смогли создать два аппарата и запустили, они успешно летают, до сих пор находятся на орбите, курсанты с ними работают, снимают информацию, обрабатывают, управляют ими. Сейчас ведутся работы по подготовке очередного спутника к запуску. Это малые космические аппараты. Мы отрабатываем на них определенные эксперименты. То, что стоит очень дорого, в космосе сразу проводить либо нужно опробовать какие-то технологии. С помощью этих аппаратов мы отрабатываем.


Например, как себя ведет в космосе новая элементная база? Как на нее воздействует космическая среда?



Татьяна Вольтская: Но это только начало, считает Олег Ипатов.



Олег Ипатов: Перспектива есть, это создание студенческих конструкторско-технологических бюро, чтобы эти студенческие идеи отрабатывать на базе нано- и микроспутников, каждый из которых решал бы свою узкоутилитарную задачу. Вот в этом будущее. Например, политика, которую проводит Европейское космическое агентство, я был в таком учебном центре в Швеции в городе Керуне при Институте физики атмосферы, там 46 магистрантов в области космического менеджмента из шести университетов Европы учились на базе таких микроспутников. Создание приборов для исследования верхних слоев атмосферы, еще что-то. Использовался их потенциал. А думаю, что мы пойдем по этому же пути.



Татьяна Вольтская: "Кроме того, - говорит Олег Ипатов, - чтобы довести блестящие идеи до натурных образцов, ученым часто не хватает денег". Так что проблема финансирования не менее важна, чем проблема кадров.


XS
SM
MD
LG