Ссылки для упрощенного доступа

Польша, Чехия, Венгрия и Словакия – требуют скорейшего принятия в НАТО Украины и Грузии


Сергей Сенинский: На прошлой неделе в Праге состоялась встреча министров иностранных дел стран так называемой «Вышеградской группы», в которую входят Польша, Чехия, Венгрия и Словакия. На встрече было принято заявление, призывающее к скорейшему началу процесса приема в НАТО Украины и Грузии.


Центрально-европейские государства поддержали также правительство Украины в его намерении вступить в Европейский Союз. Подробнее об этом – в материале Ефима Фиштейна:



Ефим Фиштейн: Пражская встреча глав дипломатических ведомств Вышеградской четверки состоялась ровно через две недели после Бухарестского саммита НАТО, на котором решение вопроса о предоставлении Украине и Грузии Плана действий по членству было отложено, по крайней мере, на полгода – до декабрьского заседания Альянса. Уже тогда было ясно, что такая отсрочка явилась результатом усилий Германии, Франции и Италии, не желавших на нынешнем этапе раздражать Россию. Им противостояла большая группа государств во главе с Соединенными Штатами, Великобританией и Канадой, добивавшихся немедленного решения этого вопроса. К тому же склонялись и все новички в НАТО, которых принято называть «новыми европейцами», за единственным исключением Венгрии. Но вот сейчас, всего лишь через две недели, даже Венгрия изменила позицию и тем самым размежевание Новой и Старой Европы по вопросу о будущем Украины становится окончательным.


Я попросил директора братиславского Института общественных проблем Григория Месежникова пояснить, какими мотивами руководствовалось при этом правительство Словакии.



Григорий Месежников: Словакия с самого начала поддерживала политику открытых дверей НАТО, то есть поддерживала идею расширения НАТО и вступления в эту организацию новых государств. И то, что Словакия вместе с другими вышеградскими странами поддержала решение бухарестского саммита НАТО предоставить Украине в исторической перспективе членство в НАТО – это встретило поддержку практически во всем политическом спектре. Несмотря на то, что в отдельных областях внешней политики нынешнее правительство отходит от однозначной позиции, которая была типична для Словакии во времена правления Миколаша Дзуринды, то все-таки в области, непосредственно связанной с членством Украины в НАТО, эта позиция не изменилась. Украина – это приоритетное государство во внешней политике Словакии. С Украиной у Словакии довольно развито экономическое и политическое сотрудничество. Многие неправительственные организации работают в области подключения Украины к процессам европейской, евроатлантической интеграции. Поэтому у словацкого правительства не встретило никакой серьезной критики, наоборот большая часть словацких комментаторов, аналитиков придерживаются мнения, что для Словакии самым выгодным вариантом развития событий будет вхождение Украины в ту же самую организацию оборонную, в которой участвует и Словакия.



Ефим Фиштейн: Но ведь нынешнее правительство Словакии, представляющее собой коалицию социалистов и националистов, по всем остальным вопросам занимает исключительно промосковские позиции. Чем же объяснить такую раздвоенность по вопросу о членстве Украины в НАТО?



Григорий Месежников: Дело в том, что у нас, где-то начиная с июля 2006 года, довольно часто наблюдается очень интересное явление: официальная позиция страны, выраженная, допустим, Министерством иностранных дел по вопросам внешней политики, представляется одним образом, а премьер-министр высказывает мнение, которое с этой позицией не совпадает. Самый пример иллюстративный – это позиция Словакии по вопросу установки антиракетной системы в Польше и радара в чешской республики. Официальная позиция Словакии не имеет ничего против, даже поддерживает эту установку, а премьер-министр заявляет, что он против. Я думаю, что при принятии решения о поддержке идеи вступления Украины в НАТО, наверное, ключевую роль сыграло Министерство иностранных дел и Министерство обороны. И мне кажется, что по этим вопросам позиция этих ведомств сильнее, чем позиция премьер-министра, который, кстати, олицетворяет упомянутый курс на сближение с Россией, может быть на занятие близких позиций по отдельным вопросам. Мне все-таки кажется, что по вопросу о расширении НАТО какого-то отступления по официальной позиции Словакии, в том числе и касательно Украины не произойдет. Мне просто трудно представить, что премьер-министр позволит себе высказывания, сопоставимые с высказываниями по вопросу об антиракетной системе. Украина очень важный партнер Словакии. Я думаю, что если бы такой политик, как Роберт Фица, сделал заявления, которые бы отличались от официальной позиции, то наверняка многие политические деятели, комментаторы, аналитики подвергли его резкой критике. Я думаю, он сейчас вряд ли хочет нарваться на такую критику.



Ефим Фиштейн: Венгрия в своем отношении к обсуждаемой проблеме совершила разворот на 180 градусов – если на Бухарестском саммите она голосовала вместе с Германией против предоставления Украине и Грузии ПДЧ, то сейчас вдруг присоединилась к другим центрально-европейцам и поддержала Киев и Тбилиси. Как понять такие шатания, спросил я профессора истории Центрально-европейского университета в Будапеште Миклоша Куна.



Миклош Кун: Как недавно заявил Жолт Нимет депутат парламента, один из основателей партии, он занимается внешней политикой в этой партии, как недавно заявил Жолт Нимет, Венгрия в последние годы не имеет конкретной внешней политики, внешняя политика Венгрии – это нонсенс. Во многом это справедливо. Когда в Бухаресте состоялась встреча лидеров стран НАТО, Дюрчан, премьер-министр Венгрии, не захотел подержать стремление Украины и Грузии вступить в НАТО. А теперь в лоне Вышеградской четверки Венгрия поддерживает это. В последние годы было много подобных примеров, Венгрия ведет политику двуликого Януса, как говорили древние. Правительство очень непопулярно. Что же касается Украины, то я говорил недавно с лидером венгерской украинской общины, и она выразила полное недоумение. Дело в том, что Украина сосед Венгрии. На Украине в Закарпатье проживает 150 тысяч населения венгров, это значительное меньшинство. Для Венгрии очень важно поддерживать с Украиной тесные связи. Но социалисты были в свое время, во время выборов на стороне Януковича и не скрывали этого. Что же касается теперь их поворотов, что ж, бог им судья.



Ефим Фиштейн: А как начинание соседей видится из Киева? Как реагировала украинская общественность на это проявление солидарности? Вот, что мне ответил директор киевского Института внешней политики д-р Георгий Перепелица.



Георгий Перепелица: Конечно же, это решение Вышеградской четверки о поддержке Украины имело очень позитивный отклик в политических кругах Украины. Потому что после бухарестского саммита хотя и члены НАТО обязались принять Украину и Грузию в НАТО, но именно получение плана действий относительно членства было первостепенной задачей Украины. И в этом отношении в Украине после бухарестского саммита возникло некоторое разочарование. Роль этого решения Вышеградской группы как раз и состоит в том, что страны НАТО, особенно молодые члены НАТО, страны Восточной Европы дали такой очень мощный позитивный импульс тому, что Украина может рассчитывать на поддержку своего членства. Я думаю, что после этого заявления последуют конкретные шаги со стороны стран Вышеградской четверки о поддержке реализации уже внутренних мероприятий в Украине, связанных с информацией о НАТО, о поучении имиджа НАТО среди общественного мнения населения страны. Это будут программы, связанные с передачей опыта прохождения вот этого периода приобретения членства альянса, опыта стран Вышеградской четверки, опыта проведения военных реформ этими странами. И это очень позитивный сигнал для Украины.



Ефим Фиштейн: Не удивила ли украинцев позиция соседней Венгрии, которая в течение двух недель изменилась до неузнаваемости?



Григорий Перепелица: Я думаю, что во многом решение Венгрии не поддержать ПДЧ было российским фактором. Поскольку, конечно же, Венгрия заинтересована в поставке российских энергоносителей, как и Германия. Но все-таки в формате Вышеградской четверки Венгрия снова подтвердила, в особенности словами министра обороны Венгрии, что Венгрия будет поддерживать членство Украины в НАТО. Венгрия способна предоставить в этом отношении пассивную помощь в информации в отношении того, как Венгрия проходила этот путь работы с общественным мнением и так далее.



Ефим Фиштейн: Известно, что по всем опросам большинство украинцев, хотя и незначительное, выступает против вступления в НАТО. Можно ли ожидать, что заявление Вышеградской четверки повлияет на общественное мнение в Украине и изменит соотношение сил в пользу членства в Альянсе?



Григорий Перепелица: В отношении политикума украинского это уже оказало позитивное влияние. Но что касается общественного мнения, то конечно, оно тоже оказало позитивное влияние на общественное мнение. Но, к сожалению, это влияние не имеет решающего значения на изменение вот этого негативного пока что отношения населения к членству Украины в Североатлантическом альянсе.



Ефим Фиштейн: Таково мнение директора киевского Института внешней политики, д-ра Григория Перепелицы. Стоит добавить, что страны «старой Европы» пока воздерживаются от официального комментирования декларации Вышеградской группы – но можно предположить, что отмахнуться от мнения «новичков» им вряд ли удастся.


XS
SM
MD
LG