Сергей Сенинский: Конституционный суд Турции принял к рассмотрению иск с требованием закрыть правящую в стране Партию справедливости и развития, которую обвинили в нарушении светского режима развития Турции. С подробностями из Стамбула – наш корреспондент Елена Солнцева:
Елена Солнцева: На стамбульских улицах колышутся растяжки с эмблемой правящей партии Партии Справедливости и Развития. На желтом фоне изображена лампочка, которую сопровождает надпись «Не дадим закрыть партию, которую выбрал народ». Насквозь политизированное общество обсуждает судебный процесс, который недавно начал Конституционный Суд против правящей исламистской партии. Генеральный прокурор обвиняет партию в нарушении устоев светского строя и требует запретить заниматься политической деятельностью в течение пяти лет всей партийной верхушке, в том числе лидеру партии премьер-министру Турции Реджепу Эрдогану и президенту страны Абдулле Гюлю. Для закрытия партии необходимо согласие 7 из 11 судей, входящих в комиссию Конституционного суда. Если иск будет удовлетворен, правящая партия перестанет существовать как политическая организация, все ее имущество отойдет государству. По словам историка, журналиста газеты «Теркиш дейли ньюс» Мустафы Акъола, процесс о роспуске партии может длиться около года.
Мустафа Акъола: Конституционный суд обладает правом закрыть политическую партию, если посчитает, что она угрожает светскому строю республики. В конце девяностых суд закрыл исламскую Партию благоденствия, которую ранее военные отстранили от власти. В 2001 году такая же судьба ожидала и Партию добродетели, проповедующую политический ислам, которую основал бывший премьер-министр страны Нежметтин Эрбакан.
Елена Солнцева: Нежметтина Эрбакана по праву называют самым плодовитым отцом исламистский партий двадцатого века. Блестящий оратор, в своих выступлениях он призывает вернуться к истинным ценностям ислама, обещает райскую жизнь и процветание нации. Как результат, в девяносто пятом году его Партия Благоденствия с небольшим перевесом выиграла парламентские выборы. Экономика находидась в состоянии упадка. Среди вредоносных микробов, поразивших экономику, Эрбакан называл несправедливые налоги и банковскую систему. В качестве спасения он предложил грандиозный план исламизации экономики - переход денежной системы на «исламский динар», создание исламских НАТО, ООН и «мусульманского общего рынка». В стране открылись десятки исламских банков. Исламисты намеревадись перенести столицу в отдаленный Эрзурум, что символизирует устремления Турции на Восток. Преподаватель истории одной из стамбульских школ Мехмет Тарак.
Мехмет Тарак: Главным политическим символом обновленной Турции, по мнению политиков Эрбакана, должна стать мечеть Ая-Софья. Власти официально заявляют о начале работ по превращению стамбульского храма-музея Святой Софии в мечеть. Толпы сторонников партии устраивают митинги возле здания музея и требуют водрузить на купол мусульманский полумесяц. Музей закрывают на неопределенное время, чтобы подготовить к началу исламского богослужения.
Елена Солнцева: После прихода к власти, Эрбакан добился рекордного повышения зарплаты государственным служащим и военным, которых называют рьяными защитниками светских традиций. Кстати, после этого сторонники Эрбакана начали сравнивать его с хамелеоном, который быстро меняет окраску. Несмотря на высокие зарплаты военным, попытки Эрбакана начать преобразования в соответствии с Исламом столкнулись с саботажем со стороны военных. Однажды под предлогом недостаточно светского вида бородатых охранников премьера не пустили в здание военной академии. После того, как Эрбакан призвал начинать школьный учебный день с чтения Корана, терпению военных пришел конец. Заседание Совета Национальной безопасности продолжалось более девяти часов. Армейские генералы объявили исламский фундаментализм смертельной угрозой для светского строя республики. Под предлогом подготовки военных учений на улицах городов появились танки. За последние сорок лет военные организовали три переворота против исламистских партий, отступивших от светских принципов правления в Турции. На этот раз обошлось без крови. Исламского премьера отстранили от власти и посадили под арест, запретив ему заниматься политической деятельностью. Преподаватель истории одной из стамбульских школ Мехмет Тарак.
Мехмет Тарак: Эрбакана обвинили в планировании государственного переворота, признали виновным в мошенничестве, связанном с финансированием Партии процветания, которая была предшественницей правящей в настоящее время Партии справедливости и развития. Партию объявили вне закона. Эрбакан ушел с поста премьера. Ему запретили заниматься политической деятельностью. За антигосударственное заявления суд приговорил его к году тюрьмы. Однако долгое время приговор не могли привести в исполнение из-за плохого состояния здоровья осужденного. В конце концов, в качестве меры наказания суд выбрал домашний арест.
Елена Солнцева: Исламские партии в Турции имеют свойство, как птица Феникс, возрождаться из пепла. На развалинах запрещенной Партии процветания возникла новая партия, которую возглавил молодой, подающий надежды политик Реджеп Эрдоган. С Эрбаканом Реджеп познакомился в студенческие годы. Эрдоган, в то время активист молодежного крыла партии, мечтал стать религиозным деятелем, увлекался футболом, за что получил шутливое прозвище "имам Бекенбауэр" в честь лучшего футболиста Европы. Выбрав политическую карьеру, в начале девяностых городов Эрдоган стал самым молодым в истории Турции мэром Стамбула. Он построил новую систему канализации, снес нелегальные дома, озеленил город, отремонтировал дороги. Однако при всем этом не забывал демонстрировать приверженность Исламу. Например, он выступил за запрет рекламы женского белья, организовад кампанию против празднования европейского Нового года, закрыл рестораны на берегу Босфора, торгующие алкоголем. В обществе, однако, усилились симпатии к исламистам. Эрдоган возглавил партию Справедливости и Развития, которая победила на выборах. Вот что он говорит один из организаторов предвыборной компании Партии справедливости и развития в Стамбуле Ахмет Каан.
Ахмен Каан: На фоне коррупционных скандалов, связанных с деятельностью прежнего правительства, которое возглавляла Тансу Чиллер, Эрдоган представляет собой прекрасную перемену. У него самый высокий рейтинг доверия у населения. Его поддерживают более пятидесяти процентов граждан. Его главный лозунг - экономическая стабильность и борьба с коррупцией, захлестнувшей Турцию.
Елена Солнцева: "К власти должны придти верующие люди, они воровать не будут". С таким лозунгом Партия Справедливости и Развития в начале века пришла к власти, получив большинство мест в национальном парламенте. Премьер, он же лидер партии, Реджеп Эрдоган - сторонник «лаицизма». Он уверен, что традиционные религиозные ценности ислама совместимы с нормами демократического общества – равенством, свободой слова. Он встречается с представителями религиозных меньшинств, ведет активные переговоры о вступлении в Турции в Евросоюз. Ему приходится лавировать между военными-сторонниками светского европейского пути развития Турции и националистами, которые считают, что Турция должна стать лидером исламского мира. Оценка его труда весьма противоречива. Ему не могут простить, например, попытки запретить алкоголь в некоторых районах страны, сделать уголовно наказуемым супружескую измену. Независимый юрист Фюсун Айраклы.
Фюсун Айраклы: Камнем преткновения становится исламская косынка. Важнейший политический символ в Турции, означающий приверженность исламу. Жена и дочери Эрдогана носят исламские косынки. Премьер отправил дочерей учиться в Америку из-за того, что в Турции действует давний запрет на ношение женщинами головных платков в учебных заведениях страны. Сам же он начал яростную борьбу за снятие этого табу. Его поддержал парламент, где у партии большинство голосов. После отмены запрета депутаты оппозиционных партий направили запрос в конституционный суд. Так и появился иск о закрытии партии.
Елена Солнцева: Вместо того, чтобы атаковать в ответ своих оппонентов, партия завязала эстетическую дискуссию о политических символах, которую поддержали представители интеллектуальной элиты. «Турция – крайне политизированная страна, где каждый молочник - приверженец какой-то политической идеи. Косынка символизирует определенную политическую идеологию, однако вряд ли женщина задается этим вопросом, когда, выходя на улицу, надевает платок», - пишет историк и журналист Мустафа Акьол.
Мустафа Акьол: Курды предпочитают зелено-желто-красный триколо .Это связано с легендой об ассирийском кузнеце Каве, который первым зажег огонь восстания против тирана Заххака. Протестуя против тирании, кузнец размахивал зелено-желто-красным кожаным передником. С тех пор эти цвета символизируют свободу курдского народа. Атеисты всюду крепят значок с изображением Ататюрка - основателя турецкой Республики. Эмблема означает прозападную ориентацию владельца. Левые носят шарф, зеленую куртку на меху, грубые кожаные ботинки. Так одевался их идол - левый рок- музыкант семидесятых годов Джем Караджи, автор политических песен протеста. Подражая Марксу, Энгельсу и Сталину, левые также носят усы. Исламисты предпочитают окладистую бороду, постриженную дорожкой, как у пророка.
Елена Солнцева: На митингах в защиту партии Эрдоган отвергает обвинения в попытке превратить Турцию в исламское государство. Он уверяет, что запрет правящей партии идет вразрез с волей народа. На фоне двухметровых полотнищ с изображением Эрдогана его сторонники призывают провести общенародный референдум. Тем временем партийные юристы предлагают усложнить саму процедуру закрытия политических партий. Обсуждаются юридические поправки к Конституции. Так называемая формула президентской неприкосновенности, которая должна оградить действующего президента Абдуллу Гюля от любого, даже самого неблагоприятного решения Конституционного Суда. Журналист «Теркиш дейли ньюс» Гексель Бозкурт.
Гексель Бозкурт: Поправки к Конституции сделают саму процедуру закрытия политических партий более трудной. Президента в любом случае освободят от уголовного преследования. Он останется на своем посту, даже если суд вынесет обвинительное заключение. Президент может быть привлечен к уголовной ответственности только по подозрению в измене Родине, да и то по требованию одной трети парламентариев. Такая формула была введена в Конституцию страны в двадцатых годах для защиты основателя Республики Мустафы Кемаля Ататюрка.
Елена Солнцева: Закрытие партии станет роковой ошибкой и повлечёт необратимые последствия, говорят многие в Турции. Эксперты предрекают Турции политическую нестабильность. Иностранные инвесторы, получающие выгоду от либерализации рынка, принятой правительством Эрдогана, уйдут. Уже отмечают отток иностранного капитала. В случае отрицательного вердикта суда крайне призрачными кажутся перспективы вступления в Евросоюз. Посетивший Турцию Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что попытки запретить правящую партию могут повредить связям страны с ЕС, в который она так стремится попасть. «Это ненормально, что партия, поддержанная на выборах большинством населения страны, находится под такого рода расследованием. В демократических странах политические решения принимаются голосованием, политика правительства - открытая тема для обсуждения в парламенте», - заявил он, выступая перед журналистами в Стамбуле. Ряд турецких экспертов, однако, уверяют, что даже после закрытия партия вновь выйдет на политическую арену под другим названием.
Тем временем в Стамбуле начались аресты представителей интеллигенции. Арестованы более сорока человек: известный в стране адвокат, несколько генералов, бывший ректор стамбульского вуза, генеральный продюсер центрального телеканала и ряд известных журналистов. Им предъявлены обвинения в связях с ультранационалистической группировкой «Ергенекон», которая якобы имеет разветвленную сеть сторонников по всей стране. Опубликован даже их план насильственного захвата власти. Заговорщики якобы собирались вызвать политическую нестабильность в обществе, свергнуть действующее правительство и готовили серию политических убийств. Одной из жертв должен был стать Нобелевский лауреат Орхан Памук. Особое негодование вызвал арест главного редактора оппозиционной газеты «Джумхуриет», которую называют основным противником политики правящей Партии Справедливости и Развития. Вот что говорит один из организаторов митинга в защиту свободы слова, журналист газеты «Джумхуриет», Гюней Аргаюрек.
Гюней Аргаюрек: В Турции началась охота на ведьм. Газета «Cumhuriyet» - сторонник светской Турции и самый главный противник политики правящей партии Справедливости развития. Главного редактора газеты Ильхана Сельчука арестовали ночью, не предъявив толком никаких обвинений. Правящая партия пытается заглушить голоса оппозиции, которая критикует ее деятельность.
Елена Солнцева: Ряд наблюдателей не исключают, что военные снова могут вмешаться в политику и сместить открыто исламистское правительство, как это уже было в прошлом. Пока чиновники из правящей партии отвергают все сообщения о своих трениях с военными, слухи о грядущем военном перевороте захлестнули турецкие средства информации.