Ссылки для упрощенного доступа

Крупнейшая экологическая катастрофа в Испании десять лет спустя


Ефим Фиштейн: Исполнилось 10 лет со времени крупнейшей в истории Испании и Западной Европы экологической катастрофы в районе заповедника Доньяна, на юго-западе Пиренейского полуострова. Тогда токсичные отходы с шахты по добыче пирита разлились на площади около 5 тысяч гектаров. Сегодня последствия этого инцидента в основном ликвидированы. Рассказывает наш мадридский корреспондент Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий: Катастрофа в провинции Андалузия произошла 25 апреля 1998 года, когда на шахте в поселке Асналкольяр, принадлежавшей шведско-канадской компании Boliden- Apirsa , рухнула стена хранилища жидких отходов, содержащих тяжелые металлы. В результате выброса 6 миллионов кубометров этих отходов - жижи черного цвета – в реки Агрио и Гуадиамар, были затоплены сотни гектаров садов, виноградников, охотничьих угодий, пахотной земли. И только самоотверженный труд спасателей, построивших гигантские дамбы, помог уберечь от уничтожения находящийся всего в нескольких километрах Национальный парк Доньяна. Он считается самым большим «экологическим заповедником» в Западной Европе. Сюда на зимовку прилетает более 200 тысяч только водоплавающих птиц, водится множество животных, в том числе знаменитая иберийская рысь. Доньяна объявлена ЮНЕСКО «достоянием человечества».


В связи с 10-летием катастрофы в Севилье организована большая выставка. Рассказывает ее директор эколог Мария-Анхелес Гомес:



Мария-Анхелес Гомес: Экологическая катастрофа в севильском поселке Асналкольяр, происшедшая из-за прорыва хранилища, принесла неисчислимые беды: в реках погибла вся рыба, в зараженных отходами зонах – не осталось ни одной птицы. Под угрозу была поставлена уникальная по своей флоре и фауне дельта реки Гвадалквивир. Поставить под контроль ситуацию удалось лишь через семь месяцев после катастрофы. Ну а теперь, после десяти лет, удалось полностью восстановить утраченное. Кроме того, мы смогли значительно увеличить площадь лесных массивов в зоне катастрофы. Здесь был создан так называемый «зеленый коридор» - продолжение Национального парка Доньяна.



Виктор Черецкий: Очистные работы велись в течение трех лет. Они обошлись в 200 миллионов евро. Из зоны катастрофы были вывезены на 500 грузовиках 7 миллионов кубических метров зараженной земли. На ликвидации последствий катастрофы трудилось 868 рабочих. Местные реки отводились на время в искусственные русла. Вода фильтровалась, природные русла очищались от токсичных отходов. Одновременно в них было запрещено сбрасывать любые сточные воды. Повсеместно при населенных пунктах и предприятиях по производству оливкового масла, которых в пострадавшем районе было немало, были построены очистные сооружения. Испанская пресса отмечает, что при ликвидации последствий катастрофа сплотили усилия и государственная администрация, и местные власти, и ученые, и общественники-защитники природы. Это и обеспечило результативность сложных очистных работ. Говорит директор биологической станции заповедника Доньяна доктор Мигель Феррер:



Мигель Феррер: Первое совместное совещание представителей администрации, научных работников и общественности было созвано сразу же после катастрофы. От нас биологов потребовали подробный доклад о сложившейся ситуации, что мы и сделали за четыре дня. Одновременно мы изложили в этом документе рекомендации по очистке региона от загрязнения. Рекомендации специалистов легли в основу обширной программы восстановления флоры и фауны, которая успешно осуществлялась на протяжении всех этих лет, и которую мы продолжаем координировать. Думается, что ликвидация последствий экологической катастрофы в районе Доньяны может служить положительным примером вклада науки в решение конкретных задач по защите природы.



Виктор Черецкий: Добавим, что в восстановительных работах было задействовано 200 научных сотрудников, прибывших в пострадавший район из разных областей Испании. Несмотря на то, что сейчас в районе поселка Асналкольяр, на первый взгляд и следов не осталось от былой катастрофы, приборы продолжают фиксировать наличие небольшого количества токсических веществ и в реке Гвадиамар, и в ее окрестностях. По-прежнему на всей территории, где произошла трагедия, запрещено выращивать сельхозкультуры, пасти скот, ловить рыбу или охотиться. Рассказывает сотрудница севильской выставки, посвященной 10-летию катастрофы, эколог Элена Хименес.



Элена Хименес: Сейчас уровень загрязнения низок, даже ниже, чем в других районах Испании, где не было экологических катастроф. Кроме того, он имеет постоянную тенденцию к снижению, благодаря строгим природоохранным мерам. Этот уровень не опасен ни для человека, ни для природы. Однако, мы постоянно ведем за ним наблюдение – регулярно берем пробы в реке, делаем анализы почвы. И так все десять лет после катастрофы. Одновременно сохраняются и ограничения на деятельность человека в регионе, в том числе на охоту и рыбную ловлю. Кстати, рыбы в реке Гуадиамар сейчас больше, чем было до катастрофы.



Виктор Черецкий: Гордостью местных природоохранных государственных ведомств и общественных организаций является уже упомянутых рукотворный «экологический коридор», соединяющий пострадавшую зону с горным массивом Сьерра-Морена. Коридор протяженностью в 45 километров идет вдоль реки Гуадиамар. В последние годы в нем посажены более двух миллионов деревьев и кустарников. Рассказывает Элена Хименес:



Элена Хименес: «Экологический коридор» связал заповедник Доньяна на юге со Сьеррой-Морена на севере – две охраняемые природные зоны. Он позволяет животным, обитающим в этих районах, беспрепятственно передвигаться из одной зоны в другую. Так, по нашим данным, иберийская рысь теперь обитает не только в Доньяне, но и в Сьерра-Морене.



Виктор Черецкий: Что касается выставки, открытой в столице Андалузии – Севильи, то для нее был выстроен особый павильон. В качестве экспонатов здесь представлены обломки рухнувшей стены хранилища, образцы зараженного грунта, машины, работавшие на очистке, приборы, помогающие определять уровень загрязнения окружающей среды, образцы техники, используемой при посадке зеленых насаждений.



Элена Хименес: Мы рассказываем посетителям выставки историю катастрофы. Описываем ее масштабы, ее жертвы, говорим об усилиях, затраченных на спасение природы. Особый акцент делается на всеобщем характере борьбы с несчастьем. Люди разных политических убеждений, представители буквально всех социальных слоев – политики, ученые, общественные деятели, рабочие – трудились вместе во имя сохранения наших природных богатств. При выставке работает библиотека, где собраны статьи о катастрофе. Здесь можно увидеть кинохронику, множество фотографий. Выставка рассчитана на взрослых и детей. Она носит воспитательный характер: ставит целью учить детей любить природу и заботится о ее сохранении.



Виктор Черецкий: Кстати, в воспитательных целях использует региональное правительство Андалузии и «экологический коридор». Дело в том, что воспитанию у детей любви к природе придается сейчас в Испании большое значение. Этому уделяется не мало времени в учебных программах. А в «экологическом коридоре» они имеют возможность убедиться, во-первых, к чему могут привести безответственные действия человека, а во-вторых, в том, что человек при желании может очень многое сделать для окружающей среды. Эколог Элена Хименес.



Элена Хименес: В «экологический коридор» бесконца водят школьников для знакомства с живой природой. Здесь они совершают пешие и велосипедные экскурсии, наблюдают за птицами, изучают растения. Привлекаются школьники в воспитательных целях и к работе по посадке деревьев и кустарников. О событиях десятилетней давности им рассказывают ученые-экологи и очевидцы катастрофы.



Виктор Черецкий: Между тем, судебный процесс против компании Boliden- Apirsa , которой принадлежала шахта, и по вине которой произошла катастрофа, продолжается, поскольку предприятие отказывается заплатить определенные ей испанским судом 45 миллионов евро в качестве компенсации за нанесенный ущерб. Дело в том, что после катастрофы шахта еще работала несколько лет, а потом объявила себя банкротом и закрыла добычу пирита. Испанские власти подозревают, что банкротство было искусственным. Они упрекают компанию в том, что она в свое время продолжала бездумно наполнять токсичными отходами хранилище, несмотря на предупреждения специалистов и общественных природоохранных организаций. Таким образом, по мнению испанской стороны, на компании лежит вся ответственность за случившееся. Элена Хименес:



Элена Хименес: Юридические баталии вокруг катастрофы продолжаются. Они ведутся между Испанией и фирмой-виновницей катастрофы, которая никак не желает отвечать за содеянное. Бывшие шахтеры устроились по-разному: кто получил досрочную пенсию, кто трудится в других местах, поскольку шахта уже давно закрыта.



Виктор Черецкий: Испанские ученые считают, что катастрофа в Доньяне пробудила экологическое сознание многих жителей страны. В эти годы на очистных и восстановительных работах трудилось много добровольцев, людей, которые приезжали сюда по собственной инициативе и работали бесплатно. Рассказывает профессор-биолог Севильского университета Фернандо Иральда



Фернандо Иральда: Первое чувство, которое охватило нас после катастрофы было отчаяние. Мы знали, что подобное может случиться и предупреждали об этом. Но у нас не хватило сил и влияния, чтобы заставить администрацию фирмы предпринять надлежащие меры. Теперь, после десяти лет упорного труда, вода в местных реках даже более чистая, чем была до катастрофы, потому что ее более никто не осмеливается загрязнять. Но если здесь в районе заповедника нам удалось многое, то в других районах Испании сохраняется угроза загрязнения природы промышленными отходами. Не все, к сожалению, сделали надлежащие выводы из этой катастрофы.



Виктор Черецкий: Тем не менее, именно катастрофа в районе Доньяны помогла большинству испанцев осознать возможные последствия природных катастроф. И когда в 2002 году у берегов Испании вылился мазут из потерпевшего крушение танкера «Престиж», на очистку загрязненного побережья мобилизовалась буквально вся страна. Десятки тысяч людей – от фермеров и рабочих до наследного принца Фелипе де Борбона – отправлялись добровольно на очистку побережья. Эти работы были завершены в рекордно короткие сроки, что помогло спасти экологию испанского побережья.


XS
SM
MD
LG