Впервые в России уходящий и новый президенты передали друг другу власть непосредственно. Гости во время этой передачи гадали о составе нового правительства и обсуждали машины руководства страны, рассказывает присутствовавший на инаугурации Дмитрия Медведева журналист Аркадий Дубнов.
- Мероприятие в Кремле было, конечно, весьма торжественным, и судя по рассказам коллег и высокопоставленных чиновников, с которыми так или иначе, приходилось общаться, оно серьезно отличалось от предыдущих хотя бы тем, что в первую очередь это прорыв в истории современной России: должность президента впервые передавалась от одного президента к другому. В 2000 году Борис Ельцин не был действующим президентом на момент инаугурации, а Путин перешел из исполняющего обязанности в действующие президенты. В этом смысле, конечно, сегодняшнее событие было знаковым, и эту деталь Путин специально посчитал нужным подчеркнуть в своем слове, то есть закладывается некая традиция, которую он, как я понимаю, очень хотел бы сделать незыблемой.
- Сама обстановка какая была, какое впечатление на собравшихся производили, если так можно выразиться, виновники торжества - избранный и теперь уже действующий президент Медведев и теперь уже бывший президент Путин?
- Вокруг меня стояли, повторяю, как коллеги, журналисты, главные редактора, так и чиновники, много чего повидавшие чиновные люди, высокопоставленные и прочие, и дипломатический корпус. Так вот, две темы разговоров было. Одна тема разговоров была достаточно постоянная - это все-таки какой состав правительства будет. И вторая была определена сиюминутной картинкой, появлявшейся на экранах мониторов в Кремле, чтобы приглашенные могли видеть, что происходит за пределами Кремля, когда подъезжал кортеж Медведева, когда подъезжал кортеж Путина. Реакция в двух группах вокруг стоящих приглашенных гостей была одна и та же: какая реклама «Мерседес-Бенц»! Потому что крупным планом камера показывала наезжающие машины со знаменитой на весь мир эмблемой «Мерседеса». Все обратили внимание, что «Мерседес» избранного президента, а теперь уже президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева был абсолютно новой, самой последней модели. В отличие от путинского «Мерседеса», 140-го, который новый, но не такой новый, как у Медведева. Ну, кто-то, естественно, шутил, что надо было их посадить в машину «Газ-21» без номера, которая является личной машиной Владимира Путина. Кстати, машина Медведева была без номера, что тоже обращало на себя внимание.
Что касается второй темы, которую там обсуждали, это тема состава правительства, кадровых перемещений. В общем, все сходились во мнении, что и сегодня кадровый состав правительства не станет известен. Судя по отдельным деталям, похоже, что это станет известно только 12 мая. То есть доживем до понедельника в буквально смысле. И действительно, нет фактически ни одного министра в подавшем только что в отставку правительстве Зубкова, который может с уверенностью сказать о своей судьбе, останется он министром или не останется.
- Были ли правила размещения гостей этой церемонии, кто где стоит, кому в какую зону (если такое зонирование было) можно проходить, кому следует стоять подальше?
- Вы знаете, судя по всему, нет. Я остановился в кругу своих знакомых, руководителей нескольких каналов, ресурсов, вот сейчас мимо меня идет господин Рушайло, гуляет после инаугурации (смеется). Я хочу сказать, что не было никакой рассадки, никакой расстановки, не было никакого разделения по зонам. Я мог пройти и в другой зал, в следующем, в котором происходило само действие, но я остановился в первом зале. Рядом со мной стояли, скажем, иностранные послы, Александр Шохин, Александр Мамут, некоторые банкиры, Вагит Алекперов, какие-то журналисты, как и я, получившие приглашение на инаугурацию. Нет, жесткости не было никакой, потому что на приглашениях не было указано абсолютно ничего, что говорило о том, что нам можно занять то или иное место в Кремле. Было сказано только, что сбор гостей заканчивается в 11:15.
- А какие возможности были у журналистов работать журналистами, а не просто быть гостями? Были какие-то ограничения или неудобства? Что можно вот сейчас, после инаугурации, себе позволить?
- Я видел несколько журналистов кремлевского пула, которые брали интервью с карандашом и блокнотом в руках у некоторых гостей, приглашенных на инаугурацию. Были ли они аккредитованы или нет, думаю, что нет, скорее всего, это были просто приглашенные журналисты кремлевского пула.