Ссылки для упрощенного доступа

Как может поддержать Грузию Азербайджан


Ирина Лагунина: В то время как Москва усиливает давление на Тбилиси, продолжают крепнуть партнёрские отношения между Грузией и соседним Азербайджаном. Бакинские политологи полагают, что Азербайджан не будет вместе с Россией принимать участие в антигрузинской кампании, более того, окажет соседней стране посильную помощь. Рассказывает наш корреспондент Олег Кусов.



Олег Кусов: Азербайджан и Грузия – стратегические партнёры, которые должны поддерживать друг друга при любых обстоятельствах. Такое мнение не раз высказывали как представители Баку, так и Тбилиси. Обе страны в большой степени зависят друг от друга, полагает бывший советник президента Азербайджана по внешнеполитическим вопросам, политолог ВафаГулузаде.



Вафа Гулузаде: Дело в том, что Азербайджан и Грузия сильно зависят друг от друга. Азербайджан, например, зависит от Грузии в транзите через Грузию в Турцию и оттуда на Запад, на Черноморье, на Средиземноморье и так далее. Поэтому Грузия для нас как транзитная страна очень важна. И Азербайджан важен для Грузии как носитель энергоресурсов.



Олег Кусов: Партнёрство между Азербайджаном и Грузией имеет исторические корни. Слово бакинскому политологу Расиму Мусабекову.



Расим Мусабеков: В принципе для Азербайджана на постсоветском пространстве два действительно стратегических партнера. На Востоке это Казахстан и на Западе это Грузия. Все наши коммуникации сегодня завязаны на Грузию, я имею в виду стратегические нефтепроводы Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Арджерум. Сейчас это железная дорога, которая соединит железные дороги Азербайджана и через Азербайджан фактически Центральная Азия получает такую возможность на железной дороге в Турции и с последующим выходом на Европу. Если исторически подходить к этому вопросу, в 18 году в пору первой независимости Азербайджана, Грузии, на Кавказе Азербайджан была фактически единственная страна, с которой заключен договор о дружбе и взаимной безопасности. Это государство была Грузия. И точно такой же единственный партнер, с которым договор был заключен для Грузии – это Азербайджан. Сегодня мы проводим социологические опросы, один из приоритетных партнеров и самым дружественным партнером для Азербайджана в глазах у респондентов является после Турции Грузия. Я не сказал бы, что у нас нет каких-то проблем, они существуют и естественны, но в целом, я думаю, что стратегическое партнерство между Азербайджаном и Грузией – это то, что позволяет нам сохранять независимость и развиваться.



Олег Кусов: Москва сегодня не в силах вмешаться в отношения между странами-партнёрами, считает грузинский политолог Арчил Гегешидзе.



Арчил Гегешидзе: Такие попытки имели место в недавнем прошлом, когда Москва первый раз взвинчивала цены на газ для Грузии. Вот тогда Москва, насколько я знаю, оказывала влияние на Азербайджан, чтобы она не поставляла газ в определенном количестве для Грузии. Сегодня такой возможности, видимо, меньше, потому что других рычагов давления на Азербайджан у Москвы нет. У нас уже налажены отношения в этой области, то есть в части поставки газа есть долгосрочные контракты, все оговорено. Так что этот рычаг, инструмент давления Москва использовать не может. С этой точки зрения я не вижу слабых мест для Азербайджана, чтобы Москва надавила. Хотя опять-таки попытки могут быть. Но думаю, что Азербайджан в силе выстоять, не поддаться этим влияниям из Москвы.



Олег Кусов: В недавнем прошлом деструктивные силы уже пытались испортить отношения между Баку и Тбилиси, используя фактор так называемых грузинских азербайджанцев, напоминает политолог Зардушт Ализаде.



Зардушт Ализаде: В Грузии живут азербайджанцы, от 250 до 300 тысяч, которых можно использовать против грузинского государства. Такая попытка была в 89 году, она была предотвращена при участии азербайджанской демократической общественности. Грузинские азербайджанцы очень внимательно следят за реакцией Баку, поддерживает ли их Баку в какой-то политической активности. Баку говорит: сидите спокойно, Грузия ваша страна, ваша родина и вы должны сотрудничать с грузинским правительством. С этой же точки зрения использовать азербайджанскую династию против центрального правительства не удается, и это во многом благодаря позиции Баку.



Олег Кусов: Сегодня разыграть в Грузии азербайджанскую карту, в отличие от абхазской и юго-осетинской, уже невозможно, полагает политолог Арчил Гегешидзе.



Арчил Гегешидзе: Есть регионы, где проживают армяне, там Москва имела военную базу. И когда ставился вопрос о выводе этой базы, тогда в таком ракурсе этот вопрос ставился, что Россия может через эту базу, через тех, которые работают на этой базе, спровоцировать нежелательные процессы. В регионе, где проживают азербайджанцы, там ничего подобного не имеется, и вряд ли Москве самой непосредственно удастся это там сделать. Если бы у Грузии и Азербайджана были бы напряженные отношения, тогда Азербайджан мог бы непосредственно через своих соотечественников насолить Грузии. Но в силу того, что мы с Азербайджаном вывели отношения на такие высоты, то это исключается.



Олег Кусов: У Азербайджана к России отношение неоднозначное, отмечает политолог Зардушт Ализаде.



Зардушт Ализаде: Россия для нас – это прежде всего Карабах. Россия страна, которая инициировала, поддерживала сепаратистские настроения в Карабахе. Поэтому для нас Россия с одной стороны очень позитивна как страна, которая нам дала выход на европейскую культуру, как страна, где живут и кормятся два миллиона наших соотечественников, как важная страна, которая расположена на севере и является естественным рынком для азербайджанских продуктов. Но с другой стороны страна, которая поддерживает сепаратизм. Поэтому в отношениях между Россией и Грузией мы с одной стороны, исходя из якобы необходимости поддерживать дружеские отношения с Россией, мы стараемся не дразнить Россию, а с другой стороны, зная, что Грузия для нас дорога на запад и очень жизненно важная страна, мы пытаемся поддерживать с Грузией.



Олег Кусов: В тоже время Баку оказывал помощь Тбилиси в самые сложные для него времена. Бывший советник президента Азербайджана по внешнеполитическим вопросам ВафаГулузаде вспоминает, как Гейдар Алиев, придя к власти, старался помочь Эдуарду Шеварднадзе даже в малом – по указанию азербайджанского лидера в Тбилиси была отправлена цистерна с бензином для автомобиля Шеварднадзе.



Вафа Гулузаде: Когда Шеварднадзе только пришел, в Грузии не было чем заправить автомобиль президента, очень большой кризис был с горючим. Был звонок и он попросил меня передать команду в нашу нефтяную компанию и они отправили цистерну. Гейдар Алиев сам был только-только у власти, только пришел.



Олег Кусов: С тех пор азербайджано-грузинские связи только крепнут. Баку не будет участвовать в кампании по удушению Тбилиси, полагает политолог Расим Мусабеков.



Расим Мусабеков: Мы помогаем Грузии, мы помогаем Грузии и с точки зрения энергетической. Мы помогаем Грузии, несмотря на то, что Россия пытается согнуть Грузию. Мы помогали и с точки зрения инвестиций, то есть это определенная экономическая помощь. И наконец, да, мы, я думаю, оказываем достаточно серьезную политическую поддержку Грузии в рамках ГУАМ и в двустороннем формате. Другое дело, что Азербайджан старается эту работу проводить без того, чтобы это выглядело как вызов России, вызов Москве. И я думаю, что это правильно. Но с точки зрения результативности, Азербайджан просто не может сдать Грузию России и участвовать вместе с Россией в будущей не-Грузии.



Олег Кусов: Однако у Москвы большой список претензий к Баку, считает бывший советник президента Азербайджана по внешнеполитическим вопросам, политолог ВафаГулузаде.



Вафа Гулузаде: Москва хотела бы, чтобы Азербайджан перестал ориентироваться на Запад, перестал ориентироваться на Соединенные Штаты Америки, вступил бы в договор коллективной безопасности, позволил бы восстановить российское военное присутствие в Азербайджане, которое Россия потеряла буквально по какому-то чудовищному недомыслию. Как это произошло, до сих пор никто четко не может ответить. А Баку все это не делает, потому что Баку зависит не только от Москвы, Баку должен оглядываться и на США, и на Европу, и на Турцию, и на Иран, и на Россию. Так что нам надо вертеться, вот мы и вертимся.



Олег Кусов: Но Азербайджану всё-таки удаётся сотрудничать с Западом, поддерживать Грузию и сохранять ровные отношения с Россией. Слово бакинскому политологу Расиму Мусабекову.



Расим Мусабеков: В общем это вопрос политики в основном. Потому что у Азербайджана есть много чего, что можно дать. Это касается и экономического сотрудничества. Россия заинтересована в Азербайджане в плане того, чтобы согласовывать действия для умиротворения Северного Кавказа. Есть проблемы, связанные с вызовом со стороны исламских радикалов. И здесь партнерство с Азербайджаном для России выгодно. Азербайджан в той части, в которой наши интересы с Россией совпадают, достаточно конструктивно с Россией взаимодействует. Достаточно сказать, что товарооборот Азербайджана с Россией раза в три больше, чем товарооборот Армении с Россией, несмотря на то, что та чуть ли не стратегический союзник числится у России. Я хочу сказать, что если разумно и прагматично выстраивать политику, не театрализовывать ее и не делать широковещательных жестов, то сбалансировать роль собственного государства возможности есть. Хотя здесь я должен заметить, что в условиях, если напряженность между Россией и Западом будет усиливаться, сам коридор этих возможностей для Азербайджана маневрировать, какую-то сбалансированную политику проводить будет сужаться.



Олег Кусов: Президентам Ильхаму Алиеву и Михаилу Саакашвили удалось отыскать общий язык, считает политолог Зардушт Ализаде. По его словам, Баку будет оказывать посильную помощь Тбилиси в его противостоянии с Москвой.



Зардушт Ализаде: Между Грузией и Азербайджаном есть еще такое понятие, что в Грузии была «оранжевая революция», в Азербайджане эта попытка революции жестко подавлена. Некоторым нашим оппозиционерам казалось, что будет некоторое противоречие между Саакашвили и Ильхамом Алиевым. Нет, экономические интересы превыше всего, они нашли общий язык и очень дружественно относятся друг к другу, сотрудничают. И в тяжелые моменты азербайджанский лидер приходит на помощь грузинскому лидеру, хотя в начале, первый год-полтора он очень с опаской относился к грузинскому лидеру. А сейчас они нашли общий язык, по-моему, насколько я понимаю, общие экономические интересы. Если Россия начнет эскалировать напряженность и силовые действия против Грузии, я думаю, что Азербайджан до некоей степени будет поддерживать экономически Грузию. Естественно, военного потенциала у Азербайджана нет. Она просто будет пытаться поддержать Грузию в экономическом плане, но опять-таки, не рискуя потерять хорошие отношения с российской властью.



Олег Кусов: Азербайджану есть, чем оказать помощь своему стратегическому партнёру. Слово бывшему советнику президента Азербайджана по внешнеполитическим вопросам, политологу ВафеГулузаде.



Вафа Гулузаде: Азербайджан в свое время, я помню, помогал электричеством, бензином, нефтью, а в последнее время и газом. По-моему, это достаточно сильные факторы. Кроме того, в Азербайджане сильно развита и другая промышленность. Так что и пищепродукты, сельхозпродукты Азербайджана, все это может находиться, быть в Грузии. Когда в Грузии был какой-то товарный кризис. Азербайджан поставлял в Грузию свои товары.



Олег Кусов: По сообщению департамента статистики Министерства экономического развития Грузии, в первом квартале нынешнего года внешнеторговый оборот Грузии с Азербайджаном вырос на 76 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


XS
SM
MD
LG