Ссылки для упрощенного доступа

Рынки сырьевых фьючерсов отходят от рынков самого сырья


Спекуляции на фьючерсном рынке привели к тому, что один баррель нефти стоит вдвое больше, чем год назад
Спекуляции на фьючерсном рынке привели к тому, что один баррель нефти стоит вдвое больше, чем год назад

Какое влияние на цены нефти или зерна оказывают мировые финансовые рынки - в частности, рынок сырьевых фьючерсов? Именно его участников все чаще обвиняют в том, что мировые цены на сырье достигли уровней, еще недавно казавшихся запредельными.


Фьючерсными (англ. - future , будущее) называют заключаемые на бирже контракты, в которых покупатель и продавец договариваются о поставке товара или ценных бумаг в определенный момент в будущем, но по зафиксированной уже сейчас цене. Пока фьючерс действует, он может быть многократно перепродан.


Первые фьючерсы появились в Соединенных Штатах еще в середине Х IX века – благодаря им, фермеры могли получать необходимые им в течение сезона деньги не осенью, после уборки урожая, а еще весной, перед посевной.


Осенью фермер легко может выкупить этот фьючерс обратно, поясняет Чад Харт, сотрудник Центра сельскохозяйственного развития при университете штата Айова, главного сельскохозяйственного штата США. Зачем вообще нужна такая сделка? - На языке финансистов это называется «хеджированием», то есть защитой от нежелательных колебаний цен.


Различают фьючерсы с поставкой товара и без неё. В последнем случае производятся лишь денежные расчеты: либо первый продавец фьючерса, либо последний его держатель выплачивают друг другу разницу между ценой, оговоренной во фьючерсном контракте, и реальной рыночной ценой товара на день исполнения контракта. Например, на поставку какого-то количества зерна или нефти, хотя сами по себе нефтяные фьючерсы, в отличие от зерновых, появились относительно недавно – всего четверть века назад.


Доставка нефти, например, с Ближнего Востока в США занимала несколько недель, поясняет аналитик финансовой корпорации Oppenheimer в Нью-Йорке Фейдэл Гейт. За это время могли разразиться не только тропические ураганы, но и очередные политические кризисы – все это тут же отражалось на текущих ценах на нефть. «Именно фьючерсы страховали участников нефтяного рынка от резких взлетов или падений цен, - говорит Фейдэл Гейт. – Но глобализация финансовых, и товарных рынков в последние годы привела к тому, что фьючерсные контракты перестали быть просто инструментом защиты, страхования сделок. Они фактически обрели свою собственную жизнь».



12 фьючерсов на каждый барель нефти


Некоторые крупные инвесторы начали переводить деньги на рынки сырьевых фьючерсов – в первую очередь, нефти и зерновых – еще в конце 90-ых годов ХХ века. И называли две причины: с одной стороны, мировые цены на нефть и продовольствие в предыдущие 10-15 лет были минимальными, что не могло продолжаться долго, а с другой стороны, уже намечался нынешний экономический рост в самых населенных странах мира – Китае и Индии.


В 2001-2003 годах инвесторов на рынках товарных фьючерсов значительно прибавилось, а еще позже их приход и вовсе стал массовым. Многие из них лишь относительно недавно поняли, сколь выгодными оказывались инвестиции в товарные рынки – сельскохозяйственных товаров, нефти или металлов, отмечает Чад Харт. Отчасти это произошло и потому, что инвесторам потребовались новые финансовые инструменты для защиты своих вложений и от повсеместной инфляции, и от «слабеющего» доллара.


В результате, по экспертным оценкам, сегодня на руках участников рынка фьючерсов на ту же пшеницу – обязательств от ее производителей на два годовых урожая вперед. Рынок сельскохозяйственных фьючерсов дает представление о том, какими могут быть цены на эти продукты в ближайшие год-два, продолжает Чад Харт. И эта информация, безусловно, оказывает влияние на тех, кто производит и покупает эти продукты. «Если фьючерсы показывают, что в ближайшее время цены на тот же рис будут расти, то люди стремятся больше закупить его уже сегодня. А это приводит к росту цен, что мы и наблюдаем».


На рынке нефти разрыв между объемами обязательств по фьючерсным контрактам и реального потребления нефти в мире особенно велик. Общемировой спрос на нефть – примерно 86 миллионов баррелей в день. А нефтяных фьючерсов каждый день продается на 1 миллиард баррелей. Получается, что из всех заключаемых сегодня на товарных биржах фьючерсных нефтяных контрактов – только 8% теоретически могут завершиться «физической» поставкой товара, остальные – просто многократно перепродаются, говорит Фейдэл Гейт.


Эксперт уверен, что именно эти спекуляции привели к тому, что один баррель нефти стоит сегодня вдвое больше, чем всего год назад. «На нефтяном рынке никаких резких перемен за это время не произошло! Более того, спрос вырос даже меньше, чем прогнозировали год назад. И удвоение цены нефти за столь короткий срок могло быть вызвано, на мой взгляд, лишь невероятной активностью финансовых спекулянтов».


Фьючерсы – это лишь дополняющий, а отнюдь не определяющий инструмент мирового финансового рынка, возражает ему сотрудник Мюнхенского инвестиционного клуба Клаус Ольдигс. «Если бы не они, цены на мировом рынке могли бы стремительно взлетать и так же стремительно падать. Фьючерсы, хотя это и спекулятивные по своей природе инструменты, сами по себе просто не могут взвинчивать цены на сырье. Их действие – обратное».


Тем не менее, за последние два года мировые цены на пшеницу выросли на 136%, на рис – на 217%, на сою – на 107%, а нефть с весны прошлого года подорожала вдвое. При этом инвестиции на рынках товарных фьючерсов только за последние 5 лет эксперты исчисляют сотнями миллиардов долларов.


XS
SM
MD
LG